search
main
0

Как учить безопасности?

В рамках московского городского совета-сбора, прошедшего 23 – 24 августа, состоялся “круглый стол” на тему: “Новое в формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса”.

Открыл обсуждение ведущий “круглого стола”, заместитель директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при московском Комитете образования (МКО) Виктор Сюньков:
– Школьный предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” может рассматриваться как актуальная область образования. Об этом говорит растущий интерес к предмету со стороны самих учащихся, педагогов и родителей. 25 тысяч школьников выбрали именно его для экзаменов в 2002 г. И конечно, сама жизнь, с почти каждодневными трагическими критическими и чрезвычайными ситуациями вносит свои коррективы.
Особенности предмета позволяют, с одной стороны, вложить в него проверенные традиционные формы учебно-воспитательной работы, а с другой – открывают простор для новаций. Изучение опыта работы большого числа педагогов-организаторов ОБЖ показало, что уже имеется достаточное количество исходных данных для систематизации и внедрения наиболее рациональных методов в повседневную практику.Q
Само определение “учебно-воспитательный процесс” применительно к Основам безопасности жизнедеятельности имеет более широкое толкование, чем для любого другого школьного предмета. Оно включает в себя еще и объемную внеурочную учебно-воспитательную работу, исследовательскую, экспериментальную, методическую и психологическую деятельность педагогов-организаторов. Большая группа психологов, отметил Виктор Сюньков, работала с детьми на Северном флоте после гибели АПЛ “Курск”. Среди них и старший научный сотрудник ПИ РАО МГППУ Любовь Гладких.
– Семьи военнослужащих – это особые семьи, – отметила Л. Гладких. – И женщины и дети в них – с обостренным чувством долга. Одна из учительниц на семинаре, который мы проводили, когда готовили педагогов к работе с детьми, перенесшими это горе, написала, что ее переполняет желание стать берегиней всех деток, чтобы иметь возможность быть в нужном месте в нужное время.
Нашей молодежи особенно трудно, у них нет стержня нравственной устойчивости. Об этом говорил наш знаменитый психолог Чудновский, об этом говорят многие, в том числе и родители. Словесная форма совершенно не действует. В российской психологии есть принцип – деятельный. Именно в деятельности человек приобретает опыт, нравственные чувства и умения. Например, в Ведяевской школе N1 в 2000 г. обсуждалось, как провести 1 сентября, почтив память погибших отцов, соседей.
У часовни ребята, посоветовавшись с местным батюшкой, сами установили поминальный стол и 112 свечей в память о погибших подводниках. Дети помогали своим близким. Возвращение культуры сострадания очень помогает восстанавливаться после беды, но она особенно благодатна для тех, кто помогает. Дети созревают нравственно. По сути, в этой мотивационной сфере и лежит ключик к воспитанию детей в этих тяжелых условиях.
Реакция детей на беду для самих педагогов остается малоизвестной. Часто учителя не знают, как себя вести с горюющим ребенком. Группе ученых и практиков, которую я представляю, видится целесообразным ввести в системе образования курсы подготовки специалистов по оказанию психологической помощи детям, в том числе и по оказанию социально-психологической помощи после чрезвычайных ситуаций.
Нам еще кажется важным ввести в учебник ОБЖ раздел психологической безопасности. Среди многих действенных форм, соответствующих сегодня требованиям дня, могли бы быть и социально-культурные акции поддержки, которые мы можем проводить. Например, прикрепление наставников, опекунов над пожилыми людьми. Причем не обязательно только в чрезвычайных ситуациях. Это может быть молодежное движение добровольцев. На территориальном уровне это может быть постоянное опекунство над одинокими стариками, среди которых есть люди с удивительными судьбами. Я их иногда называю “горькими гроздьями России”. И ребятам было бы полезно быть рядом с этими людьми, и ветераны не были бы так одиноки.
Разработке современных методик преподавания посвятил свое выступление кандидат военных наук Вячеслав Евлахов, преподаватель ОБЖ школы г. Зеленограда, один из разработчиков учебника по ОБЖ:
– Каждый преподаватель сам определяет, какие методические пособия ему использовать и что из технических средств применять. Цель методической разработки – освободить педагога от поисков того, что уже написано, дать ему возможность искать новое, улучшать имеющееся, идти вперед. Я сторонник стандартного урока, или, как его еще называют, комбинированного. Он дает широкую возможность охвата всех обучаемых, не исключает любые методические приемы. Многое зависит и от использования технических средств обучения.
Конечно, мне возразят, что они имеются далеко не во всех школах, и прекрасные компьютерные технологии большинство учителей не имеют возможности использовать на своих уроках. Но отказываться от этого окончательно не надо, ведь перспектива только за компьютерными разработками. И к овладению этими методиками надо стремиться. Хорошо зарекомендовало себя использование видеосюжетов, которые дети могут готовить сами. Это позволяет им выражать к ним свое отношение, увидеть хорошую и плохую стороны, дать оценку. Кроме того, видеосюжет воздействует на чувства человека. Наработки по видеосюжетам у нас есть, и не только у нас. Использовать этот багаж возможно и нужно во всех учебных заведениях столицы.
Новые компьютерные программы для обучения ОБЖ и военно-патриотическому воспитанию школьников показал методист Центра, руководитель НТЦ “Поиск ХХI” Игорь Винокуров:
– В созданной нами “Энциклопедии ОБЖ” – 10 плакатов, которые хорошо видны с любой точки класса. К дням воинской славы подготовлена программа “Бородинское сражение”, которая позволяет не только рассказать о событии, но и провести викторину, и наградить победителей. Применять эту программу можно на уроках ОБЖ, в дни воинской славы, на уроках истории, при праздновании на самом Бородинском поле, в военно-патриотической работе детских клубов и центров, на организационных мероприятиях в школах. Стоимость программ невысокая.
О практическом обучении детей безопасности на дорогах с использованием компьютерных технологий рассказал учитель ОБЖ школы N1958 Валерий Воронков:
– Мы используем разработанную в НИИ ГО и ЧС программу. Мультимедийного оборудования в школе нет, но на каждом уроке я применяю эту обучающую программу, используя телевизор и компьютер. Программа позволяет детям самим делать выводы, осуществлять контроль знаний, наглядно использовать видео- и звуковой ряд, чтобы представить действия в опасной ситуации. Особенно наглядно это заметно при использовании одной из самых отработанных программ “Безопасность на дорогах и улицах”.
Учителю и его роли в учебно-воспитательном процессе на уроках ОБЖ посвятил свое выступление заведующий лабораторией ОБЖ Московского института открытого образования Михаил Хабнер:
– Около 600 квалифицированных преподавателей ОБЖ не хватает в московских школах. Не секрет, что предмет учащиеся воспринимают через облик учителя. И это особенно важно для такого социального предмета, как ОБЖ. Через все виды курсов в институте открытого образования, который я представляю, проходит идея: преподаватель ОБЖ – это еще и образ жизни, которому он должен следовать сам и который должен сформировать у учеников.
Мы обращаем всемерное внимание на повышение методической подготовки. В этом году провели курсы окружных методистов, базовых школ, нашей основной категории – преподавателей ОБЖ. Добились и того, что преподавателю-организатору ОБЖ поручаются и обязанности начальника штаба ГО и ЧС с соответствующей оплатой. Благодаря этому мы можем поддержать наших педагогов и тех, кто придет к нам из армии, достойным окладом. Конечно, офицер запаса – идеальная фигура для преподавания ОБЖ. Однако было бы наивно ждать, что в скором времени к нам придут сотни отслуживших офицеров, тем более молодых. Нас поддерживают педагоги-женщины. Более 100 из них окончили наши курсы.
На увековечении памяти солдат, павших в Великой Отечественной войне, роли школы в военно-патриотическом воспитании молодежи сосредоточил внимание собравшихся Василий Глаголев, генеральный конструктор программы “Московское поле Победы”:
– Не раз судьба мира решалась на полях России: Куликовом, Бородинском, полях Подмосковья. Сейчас мы проводим работу по созданию программы “Московское поле Победы”. Уже по стране и за рубежом имеем 19 миллионов соратников нашего движения. Один из этапов этой работы – сбор воспоминаний участников этой эпопеи, а их более 10 миллионов. В этой работе мы надеемся на помощь школы, преподавателей ОБЖ.
– Школа может справиться с этим и даже повлиять на ситуацию в окружающем ее районе, – вступила в разговор заместитель директора 1294-й школы Ольга Курочкина. – На базе школы действуют центры “Юный спасатель” и “Юный эколог”. В них мы строим работу в урочное и внеурочное время. Стремимся стать центром просвещения всего района.
Через ребенка мы выходим и на родителей, и на всех жителей микрорайона по вопросам экологии, по работе с ветеранами. Подсчитано, что нужно 10% позитивно мыслящего населения, чтобы изменить в положительную сторону общественное мнение. В Москве 1,5 тысячи школ, и через детей мы сможем позитивно изменить ситуацию в городе, да и в стране в целом.

Виктор ЕВДОКИМОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте