search
main
0

Как стать миллионером “Особенности аудиторского контроля в сфере образования”

В сфере образования Российской Федерации в настоящее время осуществляется как государственный, так и негосударственный (аудиторский) финансовый контроль. Объясняется это разрешенным законодательно многоисточниковым (многоканальным) финансированием образовательных учреждений и функционированием в области образования учреждений, организаций и предприятий различных форм собственности. Число таких экономических субъектов возрастает, расширяется количество финансовых источников, увеличиваются и объемы собственных и заемных финансовых средств.

Государство придает важное значение укреплению правовой базы деятельности в стране аудиторского контроля. Так, недавно был принят Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” (от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ). Этот закон определил правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Как указано в статье 1 закона, аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица).
Законом предусмотрено (статья 1), что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей данного закона под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности понимается степень точности, которая позволяет пользователям этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Законом установлено (статья 3), что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация (статья 4 закона) – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Свою деятельность аудиторская организация проводит после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном указанным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Аудиторские проверки в сфере образования могут проводиться в:
– негосударственных образовательных учреждениях;
– негосударственных вспомогательных предприятиях и организациях инфраструктуры в области образования;
– учрежденных государственными образовательными учреждениями (вузами и др.) организациях разных форм собственности.
Аудиторские проверки осуществляются в виде обязательного и инициативного аудита. Обязательный аудит проводится в случаях, предусмотренных в статье 7 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, инициативный аудит – по решению самих экономических субъектов (включая учреждения, организации и предприятия сферы образования).
Необходимость осуществления обязательного аудита во многом объясняется потребностью государства в регулярном (ежегодном) контроле за финансовым состоянием и достоверностью отчетности организаций, имеющих большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, а также работающих с денежными средствами населения.
Важным моментом является выбор экономическим субъектом сферы образования аудиторской организации (индивидуального аудитора). Чем важнее для экономического субъекта является проведение аудита, тем тщательнее следует подбирать аудитора. Высокий имидж аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен гарантировать высокий профессиональный уровень проверки и удовлетворять требования организаций, которым намечается представить данное аудиторское заключение.
При подборе аудитора следует обращать внимание на наличие действующей в настоящее время соответствующей лицензии на право проведения конкретной аудиторской деятельности, продолжительность функционирования аудиторской организации (индивидуального аудитора), аттестацию аудиторов, сведения об объеме уставного капитала и годового дохода, ассортименте предоставляемых услуг, клиентах и их отзывах об аудите. Подбор аудиторов целесообразно согласовать с заинтересованными в результатах аудиторской проверки организациями. Это снизит вероятность разногласий впоследствии по этому вопросу.
Другим важным моментом является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Ему должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита. Письмо-обязательство направляется экономическому субъекту до заключения договора на проведение аудиторской проверки. Это предотвратит неправильное понимание экономическим субъектом условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенное аудиторской организацией.
На практике используются различные виды договоров: на разовое проведение аудиторской проверки; на абонентское обслуживание (на проведение аудита в течение ряда лет); на консультационно-информационное обслуживание и др.
Договор, являясь официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и экономическим субъектом (например, высшим учебным заведением), юридически фиксирует согласованные интересы заказчика (клиента) и исполнителя (аудитора).
Желательно, чтобы аудиторская организация до подписания договора не только уяснила для себя во всех деталях желание заказчика (клиента), но и помогла ему профессионально и юридически грамотно сформулировать свой заказ.
В процессе подготовки договора аудиторская организация проводит предварительное ознакомление с деятельностью экономического субъекта, определяет объем аудиторской проверки, ее трудоемкость, необходимость дополнительного привлечения экспертов и консультантов, сроки проведения проверки, возможную стоимость аудита и предоставление льгот клиенту, порядок и сроки расчетов за проведение аудита.
Договор оформляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Текст договора в обязательном порядке должен отражать: предмет договора на оказание аудиторских услуг и условия их оказания; достигнутые с клиентом согласованные перечисленные выше вопросы в процессе подготовки договора; права, обязанности и ответственность сторон; порядок разрешения споров.
Весьма важным моментом при заключении договора является определение стоимости выполнения аудита. Она зависит от: уровня квалификации аудиторов; степени важности проверяемых вопросов и организаций, заинтересованных в результатах аудита; периода проверки аудита; почасовых ставок, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором).
Завышение или явное занижение стоимости услуг аудиторской организацией должно настораживать заказчика. Особенно если клиент впервые обращается в эту аудиторскую фирму.
Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами (кроме объема и качества предоставленных аудиторских услуг).
При подготовке и в процессе проведения проверки аудиторы изучают: организационно-управленческую структуру экономического субъекта; виды финансовой, хозяйственной и производственной деятельности; номенклатуру оказываемых услуг (платных образовательных и др.), выполняемых работ, выпускаемой продукции; общий объем финансовых ресурсов (в целом и раздельно по источникам); структуру капитала; курс акций и других ценных бумаг; уровень рентабельности; распределение прибыли (доходов); расчеты с покупателями (потребителями) и поставщиками (дебиторскую и кредиторскую задолженность); принципы формирования оплаты труда работающих, выплаты стипендий, компенсаций по другим социальным льготам.
Источниками информации об аудируемой организации являются: учредительные документы (в вузе – учредительный договор, лицензии, аттестация и государственная аккредитация, устав); патенты для субъектов малого предпринимательства; документы о регистрации экономического субъекта (в регистрационной палате, налоговых, статистических органах и др.); документы, связанные с приватизацией и акционированием; протоколы заседаний советов директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта (в вузе – ученого совета); реестры акционеров (для акционерных обществ); документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта (в вузе – приказ ректора по этому вопросу); финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (в вузе – сметы доходов и расходов, контрольные цифры приема учащихся, федеральные целевые программы в области образования и др.); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта (включая договоры на банковское обслуживание, международные договоры); материалы проверок контролирующих органов, судебных и арбитражных исков; результаты собственного внутрихозяйственного контроля.
Необходимо иметь в виду, что обязательная аудиторская проверка (в отличие от инициативной) может быть только комплексной, охватывающей все сферы финансовой деятельности экономического субъекта, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку финансовой деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. При обязательной аудиторской проверке не может быть никаких ограничений тематики проверки.
При организации и проведении инициативной проверки заказчик в лице руководителя экономического субъекта может сам определить круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора.
Следует учитывать, что основной целью аудита общих документов является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования.
В числе важнейших вопросов проверки необходимо выделить аудит: ведения бухгалтерского учета; отчетности экономического субъекта; общего объема финансовых ресурсов; состояния и движения уставного капитала, расчетов с учредителями, выплат дивидендов; финансовых вложений; операций с денежными средствами, ценными бумагами; операций с основными средствами и нематериальными активами, товарно-материальными ценностями и производственными запасами; расчетных, кредитных и валютных операций; формирования финансовых результатов и их использования; формирования фондов экономического субъекта (накопления, потребления, социальной сферы); налоговых и других платежей в бюджет.
Одним из основных направлений аудита является анализ финансового состояния экономического субъекта: общая оценка финансового состояния и изменений финансовых показателей за проверяемый период; платежеспособность и финансовая устойчивость; кредитоспособность и ликвидность его баланса; потенциальное банкротство.
По результатам аудиторской проверки составляется заключение аудитора. Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления органов местного самоуправления, правоохранительных органов, суда и арбитража.
Заключение аудитора должно состоять из трех частей – вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются данные об аудиторе (аудиторской организации). В аналитической части указываются: наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводилась проверка; результаты проверки бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутрихозяйственного контроля; выявленные проверкой нарушения. В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
В заключении аудитора должно быть выражено определенное мнение о достоверности проверенной отчетности в форме положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказа в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна представить экономическому субъекту не менее двух экземпляров аудиторского заключения:
– не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита;
– не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.
Обязанностью экономического субъекта является оперативное устранение выявленных аудиторами нарушений ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской отчетности).
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Качество аудиторских услуг возможно повысить путем: дальнейшего укрепления нормативно-правовой базы аудита; разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности по более широкому кругу вопросов, чем в настоящее время; конкретизации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в зависимости от требований различных групп пользователей финансовой информации; создания специализированной системы аудита, позволяющей полностью удовлетворить имеющуюся потребность в аудите в сфере образования страны; разработки для этой системы научно обоснованной методологии аудита с учетом специфики финансовой деятельности учреждений, организаций и предприятий в области образования.

В.А.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте