Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как стать лучшим инструктором

Учительская газета, №12 от 20 марта 2012. Читать номер
Автор:

​12 лет существует детский оздоровительный лагерь «Большое Приключение», созданный, кстати, при активной поддержке «УГ». Уже в первые годы мы поняли: главное в этом деле – качество работы инструктора. Они, инструкторы, – самые важные действующие лица, как в школе самая важная персона – учитель. Инструкторы должны получать нормальную зарплату, проходить качественную теоретическую и практическую подготовку и переподготовку и т. д. Есть инструкторы, которые работают в лагере много лет и неизменно получают самые высокие оценки в детских анкетах. К числу таких относится Владимир Радионов из Донецка, статьи которого не один раз печатались в «УГ». По-моему, его простые рекомендации, публикующиеся ниже, хороши, в общем-то, для всех, кто работает с подростками. Дмитрий ШПАРО, директор клуба «Приключение»

У каждого инструктора в лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро есть свой стиль, свои принципы общения с детьми, свои профессиональные хитрости. Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться с читателями своими приемами общения с ребятами от 12 лет и старше, которые я использую в работе.Личный пример. Это главное оружие педагога. Дети очень часто слышат от взрослых, что нужно держать слово, не обманывать, быть честным с собой и окружающими. К сожалению, мы, взрослые, не всегда сами соответствуем этому – говорим детям, что курить вредно, а сами курим; говорим, что обманывать плохо, а сами на глазах у детей можем соврать. Дети все это видят и делают вывод: можно говорить одно, делать другое. Верно и обратное. Если дети все-таки встречают в своей жизни человека, у которого слова соответствуют делам, то он получает от ребят как минимум большое уважение.Относитесь к детям, как к коллегам. Говорят, что Александр Македонский в пустыне у колодца становился в одну очередь с солдатами за живительной водой. Суворов ел солдатскую кашу вместе со всеми. Эти полководцы прекрасно понимали, что принцип равного отношения является наиболее значимым в коллективной работе. Плюс ко всему этот же принцип – отличное лекарство от высокомерия.Не давать невыполнимых обещаний. Если что-то сказали – держите слово. При возникновении определенных доверительных отношений между инструктором и детским коллективом нередки случаи, когда ребята решаются попросить и сделать что-либо не соответствующее правилам. Например, порыбачить после отбоя. В этих случаях вы должны четко оценивать свои возможности и ни в коем случае не давать пустых обещаний, заранее зная, что они неосуществимы. Ваша честность превратится в основу хороших отношений, а недовольство ребят будет, скорее всего, временным. Попытка же отмазаться от своих обещаний создаст вам соответствующий имидж, будет стоить потери части ребячьего доверия. В то же время, если дети обращаются с реальными и интересными предложениями, то нужно стараться всячески их поддержать и сделать все возможное для осуществления.Не бойтесь признавать свое незнание. Особенно это актуально для инструкторов-новичков. Это может касаться сборки незнакомой модели катамарана или прохождения впервые тех или иных участков рек. В таком случае лучше честно описать ситуацию ребятам и попросить их помощи и понимания. И когда на маршруте вдруг вы немного заплутаете или не найдете подходящей стоянки и остановитесь на ночевку в зарослях багульника, то у вас будет определенный кредит детского доверия, а не нервные возгласы и упреки.Обращайтесь к детям с просьбами, а не приказами. Среди существующих стилей управления в походах наиболее целесообразно использовать демократический стиль, когда большинство решений принимается сообща и у каждого есть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Конечно, это не касается ситуаций, связанных с безопасностью в походе, когда во избежание ЧП приказы должны выполняться неукоснительно.Извиняйтесь, если поняли, что были не правы. Очень часто в повседневной жизни мы не просим прощения, даже если и осознали, что были не правы. Это касается не только конфликтов, но и «мелочей» – на кого-то незаслуженно накричали, кого-то случайно задели или обидели, толкнули, кому-то не уделили внимания. Эти «мелочи» копятся и в итоге могут привести к обидам. Слова извинения, если вы осознали свою неправоту, создают здоровые отношения между людьми, помогают избежать «партизанской войны».Отмечайте успехи и старания детей. Что бы там ни говорили, а любому человеку приятно, когда его старания и усилия замечают. Дети не исключение. Выполнив какое-либо поручение и получив благодарность, они в следующий раз с еще большим удовольствием справятся с заданием. Благодарность – один из мощных инструментов выработки у ребенка навыков социально ориентированного поведения.Осуждайте не ребенка, а его поступок. Поступки человека и его личность – не одно и то же. Между ними лежит огромный пласт привычек, жизненных обстоятельств и мировоззренческих позиций. Ребенок нуждается в добром отношении и понимании особенно тогда, когда он меньше всего этого заслуживает. А это как раз и достигается адекватной оценкой его поведения, а не его личности.Будьте внимательны. Мониторинг отношений. Любая конфликтная ситуация, возникающая в коллективе, имеет стадии развития. Начало, зарождение может выражаться в виде пререканий, подколов и микрообид. Накапливаясь как снежный ком, мелочи и приводят к взрыву. Умение распознавать мелкие противоречия и разобраться в них на начальной стадии очень полезно.Умейте разрешать конфликты. Если конфликт все-таки достиг бурной стадии, научитесь разрешать его. Сначала нужно успокоить конфликтующие стороны, усадить их вместе у костра и выслушать недовольства каждого. При этом главным условием разговора должны быть претензии к совершенным поступкам, а не к людям.Формализуйте спорные ситуации. Старайтесь предугадывать эпизоды, в которых может разгореться конфликт, и максимально формализуйте их. Например, не очень приятную процедуру помывки котла после обеда, которую часто возлагают на дежурных, можно заменить на отдельное поочередное дежурство по котлу.Без сомнения, управление детским коллективом кроме теоретических знаний требует практических навыков. Надеюсь, эти советы помогут вам.Спонсоры программ клуба «Приключение»: «Нестле Россия», «Нестле Пурина Петкер», Макдоналдс, ГУП «Столичные аптеки», ЗАО «Каргилл», Агрохолдинг ОВА.Владимир Радионов, инструктор лагеря «Большое Приключение», Донецк


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту