search
main
0

Как стать командой

Конкурс «Учителя года Москвы»-2021

Вот уже несколько месяцев мы самые близкие люди… Вместо имен и отчеств, принятых в учительской среде, все чаще обращаемся друг к другу просто по имени. Проведя уроки, подключаемся к видеоконференции. Не можем обойтись без переписки даже в позднее вечернее время. Обсуждаем, делимся идеями, иногда спорим, чаще прислушиваемся друг к другу. Нет, мы не родственники и даже не друзья. Мы коллеги, работающие в разных структурах одного образовательного комплекса – школы №1529 имени А.С.Грибоедова. А еще мы команда. Команда конкурса «Учителя года Москвы»-2021!

Решение принять участие в профессиональном конкурсе пришло в декабре. Взвесили все «за» и «против», и… Почему бы не попробовать? Во-первых, в команде нас пять человек, и этот факт сразу добавил уверенности: не знаешь ты – помогут коллеги, твоя слабость может оказаться чьей-то сильной стороной. Во-вторых, нас так поддержал коллектив, что отказаться от участия не представлялось возможным.

Первые конкурсные задания стали испытанием на прочность. Написали сценарий, сняли заявочный видеоролик. Голос дрожал, забывались слова, приходилось делать дубль за дублем, но мы почувствовали, как рождается команда, а вместе с ней – идея будущего социального проекта. Профессиональный экзамен в онлайн-режиме научил распределять роли. Наверное, на видеотрансляции мы были похожи на космический экипаж: кто-то отвечал за тайм-менеджмент, кто-то отмечал ответы, а кто-то искал информацию по наиболее спорным вопросам. Я как капитан команды старалась прислушиваться к аргументам каждого и в самых затруднительных случаях брала ответственность на себя. Расстановка сил изменилась во время педагогического диктанта. Я поняла, как важно иногда уступить роль лидера другому участнику команды. Им стала учитель-словесник, она же редактор готовых текстов. Наверное, организаторы, наблюдавшие за нами во время диктанта, удивлялись. Почему команда так мало общается, почему каждый занят своим делом? Просто пять заданий каким-то волшебным образом распределились так, что каждый смог проявить профессиональные компетенции и выполнить свою работу практически от начала до конца. Мы такие разные, и профессиональный опыт каждого стал решающим для успеха всей команды.

Выход в полуфинал принес конкурсные испытания совсем иного порядка. В центре внимания оказались наши умения коммуникации. Все происходило здесь и сейчас. На раздумья и обсуждения не более двух минут, как на блицтурнире «Отвечаем на трудные вопросы». Первые ответы, скорее всего, были не самыми оригинальными… Ох как трудно оказалось побороть наших злейших врагов – банальность и шаблонность! И опять чудесным образом каждый участник «услышал» свой вопрос и постарался дать оригинальный ответ. Надеюсь, что наблюдатель, сидевший за нашим игровым столом, отметил активность каждого и умение взять ответственность за свой вопрос.

Самым ярким событием полуфинала стал конкурс #Вгости. О сколько практических умений нужно было проявить! С одной стороны, суметь выступить в роли хозяев и принять гостей из школы №1552. С другой стороны, посетить школу №1454 и по итогам визита сделать пять публикаций в социальных сетях. В эти конкурсные дни из режима видеотрансляции мы вышли в формат реальной коммуникации. Встречи с коллегами были наполнены яркими впечатлениями, счастливыми знакомствами, открытиями, решениями и планами, планами, планами на будущее. Увидев работу других команд, мы не могли обойтись и без самокритики. Ведь конкурс высвечивает не только сильные, но и слабые стороны.

Возможность увидеть себя со стороны появилась у нас и на выездном семинаре для финалистов конкурса. Самые важные открытия и выводы были сделаны именно здесь, вдали от привычной школьной обстановки. В ходе мастер-классов и интер­активных занятий стали заметны наши сомнения, неуверенность, порой невнимательность и даже нервозность. Преодолеть человеческие слабости помогли организаторы и участники конкурса прошлых лет.

Три дня мы провели вдали от школы, но думать о ней не переставали ни на минуту. Ведь следующий этап конкурса предполагает защиту социального проекта. Еще в заявочном видеоролике мы озвучили идею социальной инклюзии в рамках проекта «Равные среди разных». Почему это актуально? Сами участники команды – очень разные люди. Трое работают в общеобразовательных структурах, а двое обучают детей с ограниченными возможностями здоровья: слабовидящих и слабослышащих. Как сделать так, чтобы в образовательном пространстве каждый ребенок был полезен своему школьному сообществу? Наш образовательный комплекс выступает здесь как модель общества, где каждый имеет возможность реализовать себя.

Вспоминаю, как в начале конкурса, в заявочном видеоролике мы отвечали на вопрос «Что произойдет, если команда победит в конкурсе?». А сейчас все чаще в глазах коллег я читаю: «А что будет, когда конкурс закончится?». К счастью, о расставании мы не думаем. Ведь самое интересное всегда впереди. Сейчас наш проект социальной инклюзии «Равные среди разных» делает первые шаги. И мы мечтаем, чтобы все идеи команды стали реальными делами целого образовательного комплекса.

Елена ДЕРЖУРИНА, учитель английского и французского языков школы №1529 имени А.С.Грибоедова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте