Основным источником множества бед современного общества следует назвать неадекватность его сознания времени, эпохе. Для того чтобы человек находился в состоянии психологического комфорта, он должен понимать окружающую среду, ее реалии в природном, общественно-политическом и техническом отношении. В целом человек должен быть адекватен своей среде обитания, своей эпохе.
Если такой адекватности нет, начинаются серьезные личные и общественные проблемы. В личном плане человек испытывает дискомфорт, вплоть до невротических состояний. В социальном плане человек начинает выпадать из социума. В профессиональном плане человек перестает быть профессионалом, переходит в разряд дилетантов. А то и просто не в состоянии подыскать себе работу. Общество отстает… от самого себя, от того, каким оно должно было бы быть в данную эпоху. Ситуация основана на трудной и непривычной для понимания мысли: каждая эпоха определяется системой понятий о вещах и явлениях, свойственных этой эпохе. Главное – эти понятия, в том числе и о технике, и о науке, и о научно-технических явлениях и вещах, и о социальном устройстве общества, существуют вне нас, объективно, и требуют от нас лишь их открытия и усвоения. Именно усвоения, а не простой информированности о них с последующим запоминанием. Реально наше общество живет как бы не в своем времени. Представьте себе: общество ХIХ века с его социальным устройством, с его техническим оснащением (лошади, кареты, водяные мельницы, паровые машины и т. п.) переместили в ХХ век (с его электричеством, радиосвязью и пр.). Как эти люди из ХIХ века будут себя чувствовать в условиях ХХ века? Этот утрированный пример помогает понять состояние нашего общества – очень смешанного по своему «пребыванию» в той или иной эпохе при попадании в условия ХХI века. Всей предшествующей жизнью Россия не подготовлена по своему социальному, общественному, политическому, юридическому и личностному устройству к жизни в ХХI веке. Но объективно ХХI век наступил в виде технических возможностей, которые он предоставляет живущим в нем людям. И в виде уровня развития личной психики людей, живущих в заданной техногенной среде. И дело за людьми – как они эту технику будут использовать. Или себе во благо, для обустройства своей жизни, или по схеме «забивать микроскопом гвозди». Пока чаще встречается последнее. Всякие попытки жить в научном и техническом отношении в ХХI веке, а в общественно-политическом устройстве – в формах ХIХ-ХХ веков приводят к таким внутренним противоречиям, которые способны разрушить страну. Первая угроза: общество оказывается в состоянии безъязыкости. У общества не оказывается слов, образов, представлений, понятий, чтобы выразить реалии ХХI века. Из-за этого оно не может осмыслить ХХI век, особенно в части того, что «можно лишь знать», то есть помыслить, а не увидеть или потрогать. На этой основе расцветает то, что можно назвать «объективный дилетантизм общества» – когда все не знают, не умеют. Да еще не знают и не понимают самого факта своего незнания и неумения.Безъязыкость общества в своем основании имеет беспонятийность сознания отдельных людей. В народе всегда различали людей с понятиями и без понятий. И здесь важна ситуация с образованием в стране. До начала 1980-х годов советская школа опиралась на старые учебные пособия, старые методики. И они все учили учеников понятиям. И каждый знал: об этом у меня есть понятие, а об этом нет. Есть только некоторое представление. Каждый видел перед собой образцы хорошего знания и плохого. Существовала понятная для всех шкала сравнения: профессионал – дилетант, ученый – неуч, талант – посредственность и т. п. В современных методиках и учебниках понятия, а не просто слова, их обозначающие, и обучение понятиям фактически отсутствуют. Всех учат информации о чем-либо. Учитель приходит в класс и говорит: «Я дам вам информацию». Это очень страшное по своим последствиям явление. Через школу проходят все. И вырастает народ «без понятий», который даже не понимает, что значит «понимать – не понимать». Он, народ, знает: запомнил – не запомнил – забыл. О способности к мышлению здесь и речи нет. Второе. В обществе собственно психическое развитие резко опережает интеллектуальное. И это приводит людей в психическое состояние, которое можно назвать предельным (по психическим перегрузкам), на грани срыва. Человек, интеллектуально отстающий от своего времени, неспособный его понять и оценить, постоянно находится в состоянии стресса. Невротические и психические заболевания стали занимать лидирующие позиции среди болезней, снижающих трудоспособность всего общества. И никакие таблетки не спасают. Спасти может только выравнивание уровня развития интеллекта с уровнем развития психики (она всегда идет в ногу со временем). Только должным образом развитый интеллект способен спасти психику от перегрузок, весь организм от стрессов. И все общество перевести в состояние психологического комфорта. Это задача системы образования. Еще один аспект, характерный для жизни российского общества, – массовый дилетантизм. Он пришел из советских времен и получил за последние 20 лет серьезное развитие. Откуда он взялся, как развивался, хорошо известно из кадровой политики СССР. Сегодня эта кадровая политика продолжается. Но еще на нее накладывается результат обучения в школе и некоторых вузах. Человек, не обученный понятиям, а лишь информированный, по определению дилетант. Результат – мощный кадровый голод даже в Москве. Дилетант не терпит (боится) профессионализма и норовит распространить вокруг себя дилетантизм со всей присущей ему идеологией. …Все помнят известное проклятие: «Чтобы жить тебе во времена перемен». Так говорит вековой опыт, основанный на медленном изменении системы понятий, в которых существовали в веках разные эпохи.ХХI век сам по себе являет времена перемен: так быстро вводятся в обиход новые понятия. И обществу очень трудно принять, что отныне «времена перемен» становятся нормой жизни. А стабильность, которую так любят корпорации, ушла в прошлое.Все проблемы ХХI века – это проблемы отставания сознания общества и политиков от потребного уровня. И что особенно важно, непонимания самого факта отставания от века, самого факта, что можно отстать от века. Мол, политики все решают. Как они решат, так и будет. И какой смысл говорить о каком-то там отставании.Очень опасно и для общества, и для самой власти бытующее представление о том, что достаточно иметь 10% хорошо обученного населения. А остальным хорошее образование не нужно. Времена, когда все могли решить большие начальники, когда исполнителю было достаточно иметь некоторую среднюю квалификацию, прошли. Сегодня множество исполнителей имеют дело со сложной техникой, должны на своем рабочем месте принимать весьма ответственные решения. Сегодня квалификация исполнителей должна соответствовать уровню сложной, современной техники. Сегодня сам исполнитель, а не только его начальник, должен быть достаточно дальновиден, чтобы предвидеть последствия своих действий, в том числе ошибочных. Все общество в целом должно быть хорошо образованным. Недостаточное образование общества уже в ХХ веке порождало многие проблемы и катастрофы. Сегодня о техногенных катастрофах, о высокой роли человеческого фактора в них мы слышим каждый день. В чем же главные проблемы педагогики и почему так плохи дела в системе образования? Каждая наука изучает и знает механизм тех явлений, с которыми она имеет дело. Педагогика не изучает и не знает механизмы того, что происходит с учеником в учебном процессе. И обычный учебный процесс катастрофически разошелся с реальными механизмами, происходящими в головах учеников именно во второй половине ХХ века, и особенно в начале ХХI века.Для целей обучения человек наделен психическими и интеллектуальными способностями: воспринимать, понимать, усваивать, запоминать, думать и пр. Нормальный – относительно природы человека – учебный процесс можно организовать, только если хорошо знать и правильно использовать механизмы функционирования психических и интеллектуальных способностей ученика. Но педагогика этого не знает, и в учебном процессе господствует даже не стихия, а большое количество искусственно созданных конструкций.А ведь именно в России заложено и сформировано тремя нашими выдающимися учеными принципиально новое понимание психики и интеллекта человека, адекватное вызовам времени. Л.С.Выготский (1896-1934 гг.) заложил основы этого направления, академик А.Н.Леонтьев (1903-1979 гг.) провел глубокие теоретические исследования в этом направлении, профессор П.Я.Гальперин (1902-1988 гг.) наряду с теоретическими исследованиями провел большие экспериментальные работы и получил в плане лабораторных и массовых экспериментов очень серьезные практические результаты. В учебнике «Психология» (изд-во «Москва», 2005 г., для студентов педвузов), написанном коллективом авторов МПГУ под редакцией Б.А.Сосновского, о результатах П.Я.Гальперина сказано: «Отметим, что психолого-педагогическая концепция П.Я.Гальперина имела довольно широкое практическое использование в 1960-1980 годах. Несмотря на то что такая реализация требует сложной исследовательской работы. Систему применяли к разным задачам и учащимся: к дошкольникам, школьникам, студентам, курсантам, слушателям военных академий. Результат обучения был всегда высоким и надежным, что заложено в самой психологической основе и методологии такого обучения».К сожалению, в исследовательских педагогических кругах, а тем более в школах, о работах П.Я.Гальперина или знают очень мало, или ничего не знают. А ведь это единственное продуктивное научное направление в педагогике. Но достаточно прочитать текст любой методики или даже курс педагогики для педвузов, чтобы обнаружить в них (текстах) отсутствие какой-либо опоры на свойства психических и умственных способностей человека. То есть содержание методик ни в какой мере не определяется свойствами и закономерностями психических и умственных способностей человека. Подобное положение приводит к тому, что психика человека существует сама по себе, а технология учебного процесса – сама по себе. В результате учитель никогда не может быть уверен, что излагаемый им материал будет всеми понят, усвоен и все контрольные задания будут выполнены учениками. Если любой профессионал знает, какой продукт за какое время и в каком количестве он с помощью известных ему технологий получит, то учитель ни в чем не может быть уверен. Применяемые им технологии толком не работают. И именно в этом смысле не существует такого ремесла, как педагогика. И не существует профессионализма в педагогике. Есть общественно полезная деятельность по обучению детей и подростков. Но вся эта деятельность кустарна, опирается на некие умозрительные соображения, имеет своим итогом малопредсказуемый результат.Что же такое произошло с обществом и педагогикой как областью знания, что действующая система образования перестала справляться со своими обязанностями? «Современная методика обучения сложилась относительно недавно, в конце ХIХ – начале ХХ века. Но революция в естествознании и последовавшая за ней революция в технике потребовали такого увеличения хорошо подготовленных кадров народного хозяйства и, следовательно, такого расширения знаний по физике и математике, химии и биологии уже на уровне среднего образования и такого повышения успеваемости, каких эта методика обеспечить не могла» (акад. А.Н.Леонтьев, проф. П.Я.Гальперин, статья «Психологические проблемы программированного обучения»). Что знала фундаментальная наука психология о психических способностях человека к началу ХХ века? Крайне мало, очень поверхностно и умозрительно. А причина заключается в огромной сложности объекта изучения – психики человека. С такого объекта очень трудно «снимать» показания. В трактовке психических и умственных способностей человека превалировали и часто продолжают превалировать умозрительные соображения. Поэтому до сих пор мы можем прочесть в психологических монографиях и словарях весьма расплывчатые и малопрактичные определения, касающиеся психических способностей человека. А что делать педагогике, которая ежедневно должна оперировать понятиями «воспринимать», «понимать», «усваивать», «запоминать», «думать» и другими при организации учебного процесса?
Окончание в следующем номере
Георгий ВАЛЯШКО, методист МИСИ
Комментарии