search
main
0

Как сохранить уникальность детства? Обратная связь

​Статья профессора, доктора педагогических наук Натальи Горловой «Педагогическая запущенность» (см. «УГ» №3 от 17 января 2017 года) вызвала бурный отклик среди наших читателей. Главная проблема, по мнению педагогов, – в противоречии стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Как устранить противоречие, а главное – как сохранить уникальность и самоценность детства?

Парандзем ХАНГЕЛДЯН, заведующая дошкольным образовательным учреждением, г. Ноемберян, Республика Армения:- Педагогическая запущенность, по-моему, всеобщая проблема для образовательных организаций стран СНГ. Я думаю, что это равным образом касается всей образовательной системы, ведь не все гладко и в начальных классах. Вот пример. Выпускники нашего детсада, воспитатели которого являются самыми опытными по внедрению ФГОС, сталкиваются с упреками со стороны учителей начальных классов о гиперактивности наших детей. Когда мы вникаем в их программы и методы, то становится ясно, что они работают с детьми больше фронтальными традиционными методами и свысока смотрят на нас, дошкольников, – вроде они выше нас одной ступенькой образования. Вот почему я уверена, что вся система образования должна соответствовать новым образовательным вызовам.Вера Деркунская, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, председатель жюри Международного конкурса профессионального мастерства специалистов ДОО стран СНГ «Мастерство без границ»:- В условиях существующего и действующего ФГОС дошкольного образования (ДО) проблема преемственности обострилась до невозможности. Стандарты ДО и НО вступают в противоречие друг с другом. Наш итог – целевые ориентиры, подразумевающие возрастные достижения детей. В начальной школе итог стандарта – УУД (универсальные учебные действия). Полагается, что целевые ориентиры – это основа, «подушка» для формирования УУД на последующей ступени образования. Но как это в реальном измерении сделать – непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности детства, социализация и развитие ребенка как субъекта деятельности; приоритетные формы организации образовательного процесса – игра и возрастосообразная деятельность, в которой обучение не лидирует. Я уже не говорю о традиционных занятиях, подернутых нафталином. Ведущими становятся игровые ситуации, проблемные задачи и вопросы, проекты, экспериментирование и исследовательская деятельность детей и т. п. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными УУД (начальными компетенциями) и безупречным поведением (посмотрите программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.). Как решить этот вопрос?1. За счет части программы, формируемой участниками образовательных отношений (для этого у вас есть примерно 4 часа каждый день). 2. За счет платных образовательных услуг (при наличии лицензии) в ДОО.3. За счет ИОМ, построенных на интересе детей к чтению и письму (надо сказать, что такой интерес у детей сегодня выражен, детям это интересно). Очевидно, происходит интенсификация образования, расширение умений, опыта деятельности у современного ребенка. Но принципиально важным все равно остается развитие у ребенка в дошкольном детстве познавательных интересов, воображения и фантазии, разнообразия способов познания и целостной картины мира.Екатерина Садовская, педагог дошкольного образования:- Мы структурное подразделение школы и об упреках знаем не понаслышке. Я считаю, самая большая проблема – это несоответствие целей и задач ФГОС ДО и ФГОС НОО! Говоря проще – методисты-дошкольники требуют от нас игры во всем, частой смены деятельности, а уже через 2 месяца лета школьные педагоги требуют от 6-7-летки строгой дисциплины! Кроме того, нельзя забывать, что гиперактивность обостряется именно в переполненном детском коллективе, дети просто устают от такого количества сверстников в одном классе и от такого количества информации, которую получают и должны переработать за первый год обучения в школе. Я считаю, что мы должны заботиться и о психическом здоровье воспитанников, ведь здоровье потом не купишь! А как же самоценность дошкольного детства, о котором трубят авторы стандарта дошкольников? Хотим мы или нет, в глазах учителей и родителей детский сад как был, так и остается лишь ступенькой подготовки к школе. Это грустно. Теперь еще и в педагогической запущенности воспитатель виноват. Трудно совместить желание автора ввести единую дидактику для всего дошкольного образования с требованием стандарта об индивидуализации. Ведь и начальная школа работает по разным программам даже в одном районе одного города! Проблема есть, но, я считаю, ее начали решать не с того конца.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте