Каким образом школа может влиять на процессы внутренней работы, развитие личности ребенка, обретения им гражданской идентичности? Одного рецепта – программы, технологии – точно нет, так как нет ни двух одинаковых школ, ни двух одинаковых людей.
Из чего исходим мы, выстраивая образовательное пространство, способствующее развитию личности ученика?Для нас главное – бережное сохранение традиций и тщательный отбор нового содержания. Мы исходим из того, что научить патриотизму и воспитать его нельзя, патриотизм можно только пробудить.Вхождение в традицию начинается со знакомства первоклассников с историей и музеем нашей гимназии. Старшеклассники участвуют в организации вечеров встреч выпускников, Почетном карауле в День Победы, премьерах гимназических спектаклей и др.Следующим кругом, вводящим ребенка в мир ценностей российской культуры, являются предметы учебного плана. При этом если содержание учебных предметов гуманитарного цикла напрямую направлено на освоение ребенком истории, обычаев, культурного наследия народов России, то обогащение содержания естественно-научных предметов гуманитарным знанием (историей научных открытий, биографиями выдающихся ученых) позволяет существенно повысить воспитательный потенциал обычных уроков.Конечно, для становления личности недостаточно освоения культурного наследия предков, принятия истории страны как своей, ребенок должен осмыслить Родину как «бесконечное и едва початое трудовое поприще». В этом помогают детские исследования по истории школы, видео- и аудиозаписи интервью с ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта, виртуальные музеи, конкурсы сочинений и рисунков, акции «Уроки добра», «День семьи», «Мы вместе создаем наше будущее». Все это наши традиции, то, что связывает поколения выпускников единством «происхождения» в межпоколенном общении.Формировать российскую гражданскую идентичность помогает совместный проект с Тюменским филиалом Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.Президентская библиотека – это общедоступный электронный ресурс с неоценимыми по своей значимости фондами архивов, музеев, библиотек. Ее фонды – подлинные документы эпох: книги, статьи, газеты, кинохроники, аудиозаписи. «Подлинное в подлинниках» – главный смысл включения ресурса в образовательную программу гимназии.Сегодня сотрудничество гимназии с Президентской библиотекой переходит в системный режим. Ее ресурсы – это решение практических задач обогащения информационного, иллюстративного содержания урока, удовлетворение индивидуальных познавательных интересов, новые возможности взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых, отсутствие границ общения и «вход» в архивные залы, что позволяет рассматривать ресурс как значимую составляющую образовательной программы.Елена АЗОВА, зам. директора гимназии №1 г. Тюмени
Комментарии