search
Топ 10

Как птица для полета. Ренат Камалов рожден для школы

​Есть такие люди – специального назначения, не представимые и не представляющие себя нигде, кроме той сферы, в которой работают. Ренат Камалов, преподаватель математики и информатики гимназии №14 города Глазова, учитель года Удмуртии-2018, относится именно к этой, довольно малочисленной категории. Счастливец, он не знает, что такое эмоциональное выгорание и профессиональная деформация. Он никогда не уставал от детей, их родителей и своих коллег, не ждет как манны небесной каникул и не стремится уехать от школы как можно дальше. Вы скажете, такого не может быть? Может! Видела своими глазами!

К слову, по-своему уникальна вся семья Камаловых. Три сестры Рената Рифовича (две старшие и одна младшая) тоже учителя: первая – учитель начальных классов, вторая – географии, третья – педагог-психолог. Они так же, как брат, добились на педагогическом поприще больших успехов. Педагогическое образование получили две дочери Камалова: старшая окончила Глазовский педагогический институт и стала учителем истории, младшая училась в Пермском национальном исследовательском университете на химфаке и уже попробовала себя в роли преподавателя. Старший сын тоже готовится стать учителем – английского языка, в настоящее время учится в Глазовском педагогическом институте. Учителем физики много лет проработала супруга Рената Рифовича. Если сосчитать общий педагогический стаж Камаловых, то он окажется больше ста лет!С Ренатом Рифовичем мы познакомились на фестивале школьных учителей в Елабуге, где он давал свои мастер-классы. На них многому могут научиться учителя любого предмета, не только математики и информатики, потому что Ренат Камалов, называющий себя собирателем, коллекционером и классификатором педагогических приемов и методик, знает, как построить любой урок так, чтобы каждый его момент бил точно в цель, был наиболее эффективен и продуктивен. В этом ему помогает умение мыслить системно и перспективно, учитывая психологические особенности того или иного возраста, трудности восприятия той или иной темы. В силу и могущество педагогических приемов и методов Камалов уверовал давно, еще когда был студентом педагогического училища, в которое поступил по окончании 8‑го класса вслед за своими старшими сестрами. Сестры с детства мечтали стать учителями, Ренат же грезил о военной карьере: он любил спорт, серьезно занимался борьбой. Но в Свердловское Суворовское училище его не приняли – медики не сочли его здоровье отменным, а в то время отбор был жестким. Домой вернулся расстроенным, и родители посоветовали поступить в педагогический, сестры горячо поддержали эту идею. Руфина, к тому времени уже окончившая училище, так разрекламировала брата преподавателям, что его взяли без экзаменов (к слову, Ренат Камалов полностью оправдал доверие, окончив училище с красным дипломом).Учиться Ренату было интересно. Преподавательский состав Осинского педагогического училища, основанного в свое время Надеждой Крупской, был в те годы очень сильным, требования к студентам предъявлялись самые высокие. Именно в училище Камалов познакомился с настоящими профессионалами: Алла Николаевна Чернявская, Людмила Федоровна Дробинина, Софья Шамильевна Павлова, Владимир Николаевич Русанов – педагоги-энтузиасты своего дела. Свою роль сыграли природная любознательность и жажда чтения. В училище Ренат прочел книги классиков педагогики, начал серьезно изучать опыт современных педагогов-новаторов. Особенно его увлекли идеи Шалвы Амонашвили.- Я его книгу перечитал три раза подряд и был так впечатлен, что уже на своих первых самостоятельных уроках во время педагогической практики старался копировать стиль Амонашвили, использовать многие его приемы. Те, кто видел мои уроки, не раз говорили, что я веду их так, как вел бы сам Амонашвили. Конечно, мне хотелось познакомиться с Шалвой Александровичем лично. Но возможность такая представилась лишь в 2018 году на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Я рассказал ему свою историю. Он внимательно выслушал, спросил, продолжаю ли я работать в школе, и когда получил утвердительный ответ, сказал: «Значит, и я до сих пор работаю».- Получается, Амонашвили был вашим основным мотиватором? – не удержалась я от вопроса.- Нет, главным мотиватором были дети. Когда на первой же практике я увидел, что они меня слушают, что я могу управлять вниманием целого класса, я был поражен. Это меня очень вдохновило и вселило уверенность, что я могу стать педагогом.Неожиданное открытие изменило жизненные планы. Если вначале Ренат собирался с дипломом о среднем профессиональном образовании поступать в высшее военное училище, то уже спустя год понял, что его призвание – педагогика.По окончании педучилища Ренат Рифович продолжил образование в Глазовском государственном педагогическом институте на физико-математическом факультете. ГГПИ имени Короленко дал ему многое в плане теории («Когда поступал в институт, физики не знал, когда окончил, знал досконально», – признается педагог). До сих пор с благодарностью вспоминает он лекции профессоров: Валерия Вильгельмовича Майера, Владимира Александровича Саранина, Кирилла Васильевича Любимова, Сергея Михайловича Новикова. Но следует признать, что практической методике преподавания внимание в институте уделялось меньше, чем теоретической. Поэтому он очень благодарен училищу. Среднее и высшее педагогическое образование подарили моему герою гармоничное сочетание теории и практики.- В педучилище нас учили разжевывать «от и до», доходчиво объяснять детям то, чего они совсем не знают. Методика ведь идет от полного незнания. И хорошо, что в институте я как педагог сам прошел этот путь и помню его. Учитель, которому легко давался тот или иной предмет, редко умеет растолковывать его тем, кому он дается с трудом. Глубокое знание предмета не дает автоматически знания методики его преподавания.Чуткость, доброжелательность, терпение – вот что отличает моего героя и делает его, по сути, сверхучителем. Из всех названных терпение, пожалуй, самое редкое качество, с ним не рождаются, оно становится результатом анализа жизненных наблюдений и неустанной работы человека над собой. Не зря же говорят, что терпение – отличительное свойство мудрецов. Не знаю, в каком именно возрасте Камалов помудрел, но сегодня, в свои сорок восемь, он убежден, что, вкладывая в учеников силы и время, учитель не должен ждать быстрых результатов.Так же, как к детям, Ренат Рифович терпелив и доброжелателен к своим коллегам и подчиненным. В 14‑й гимназии помимо преподавания он исполняет административные обязанности, является заместителем директора по учебной работе и информатизации. Принимать во внимание особенности характеров, интересы и возможности каждого учителя, добиваясь гармоничного звучания большого «педагогического оркестра», очень непросто, но Камалову и это в большинстве случаев удается. По его собственному признанию, многому он сам научился в свое время у директора гимназии Михаила Васильевича Куртеева, который никогда не пользуется в своей работе авторитарными методами, старается во всех, даже самых сложных ситуациях, договариваться и находить компромиссы. Конечно, такой стиль руководства не может не сказываться на атмосфере в школе – когда учителя работают спокойно, без нервов, в свое удовольствие, дети чувствуют себя комфортно и идут на занятия без всякого принуждения.Говоря об уникальности моего героя, не могу не рассказать о главном увлечении его жизни. Эту страсть не назовешь словом «хобби», скорее доминантой личности, определяющей особенности характера. Больше всего на свете, по собственному признанию, Ренат Камалов любит… учиться. Да, именно новые знания являются самым большим источником радости в жизни педагога. Каждую свободную минуту Ренат Рифович посвящает учебе. Недавно, например, учился на курсах «Школа проектов» от Geek Teachers, окончил дистанционные курсы Московского педагогического государственного университета. И понятно, что все это не ради пресловутого портфолио. Ведь Камалов, на минуточку, кандидат наук!По окончании института ему предложили остаться работать на кафедре ТСО с правом зачисления в аспирантуру. Он учился в аспирантуре Пермского государственного университета на кафедре дискретной математики и информатики, возглавляемой самим Евгением Карловичем Хеннером, доктором физико-математических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО, автором школьных учебников по основам информатики, которые хорошо известны профессионалам (кстати, разработки сотрудников кафедры широко используются до сих пор). Диссертацию защитил в 1999 году, причем не где-нибудь, а в Омском государственном педагогическом университете, на кафедре методики преподавания информатики и ИКТ под руководством академика РАО Михаила Павловича Лапчика. Его имя известно всем без исключения преподавателям информатики, поскольку кафедра занималась разработкой общей концепции и структуры школьного курса информатики. Так что можно сказать, что Камалов учился у самых выдающихся в своей сфере отечественных специалистов, вел научную работу под их началом.В Глазовском государственном пединституте Камалов проработал с небольшим перерывом до 2014 года. Был старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры и некоторое время даже деканом факультета и проректором. Но появились новые задачи, и пришлось уйти из вуза. Было много предложений, в том числе от администрации города: Камалов давно известен как специалист по информационным системам, с 2001 по 2003 год он даже возглавлял сектор разработки информационных технологий городской администрации и городской информационно-аналитический центр (кстати, работа и сектора, и центра напрямую была связана с системой образования). Но он выбрал школу, точнее гимназию №14. Возможно, кто-то посчитает такой шаг профессиональным поражением, понижением статуса, но для моего героя смена деятельности оказалась абсолютным благом.- Знаете, в школе я ощущаю себя полностью счастливым. И жалею лишь о том, что не пришел сюда раньше, – признается Ренат Рифович, и ему невозможно не верить.Вот как бывает: был теоретиком, много лет учил других, занимался организацией процесса обучения, но лишь полностью, с головой окунувшись в практику, испытал профессиональную радость и ни с чем не сравнимое удовольствие. Наверное, это потому, что школа – одно из немногих мест, где человек, как взрослый, так и ребенок, постоянно учится и развивается, а Ренат Рифович, как я уже сказала, образцовый ученик.- С каким возрастом вам приятнее всего работать? – спрашиваю своего собеседника.- С пяти-, шести- и семиклассниками. Это тот возраст, когда уже не дети, но еще не совсем взрослые. Еще не наступил сложный период созревания. Возраст любознательности. Подросткам все интересно, они открыты новому. Приходят ко мне на переменах, рассказывают о том, что их волнует, что заинтересовало или непонятно, – я очень ценю это общение.А вообще Камалов охотно работает с детьми всех возрастов. С младшими занимается робототехникой, старших учит строить сайты, программировать. Это помимо уроков информатики. Старшеклассники, кстати говоря, очень ценят опыт учителя в других сферах деятельности. То, что Ренат Рифович работал в высшем образовании, составлял базы данных и писал программы для всего города, разбирается в любых проблемах, связанных с информационными технологиями, является для учеников предметом гордости и поводом для уважения. И для родителей Камалов служит авторитетом по той же причине. Они никогда не приходят в его кабинет с претензиями, знают, что Ренат Рифович всегда найдет конструктивное решение проблемы.- Есть ли у вас профессиональная мечта? – спрашиваю Рената Рифовича, заканчивая беседу.- Есть. Я хочу научиться с легкостью решать любую педагогическую ситуацию. Любую. Чтобы ни одна меня не поставила в тупик.- А разве есть такие, которые вы не можете разрешить? – искренне удивляюсь я, потому что не представляю себе обстоятельств, перед которыми Камалов спасует.- Есть. Я, конечно, стараюсь разрешить все, но некоторые мне поддаются с трудом.Младший сын Рената Камалова Яков (у моего героя четверо детей) в свои 13 лет мечтает стать поваром, и отец одобряет этот выбор. Но что-то мне подсказывает, что со временем он тоже пойдет по стопам родителей, старших сестер и брата. Когда перед глазами столько надежных ориентиров, очень трудно отклониться от намеченного свыше курса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту