search
main
0

Как приучить фирмы платить? Александр СТЕПАНОВ, заместитель декана факультета «Авиационная техника» МАИ

Когда было отменено распределение выпускников МАИ на различные авиационные фирмы, возник вопрос о том, как использовать кадры, которые выпускает вуз. С этого момента мы и стали заключать договора с предприятиями на подготовку соответствующих специалистов. В чем заинтересованность договаривающихся сторон? Фирмы, на которых работали специалисты солидных (если не сказать, пенсионных) возрастов, заинтересованы в омоложении кадров, в притоке инженеров новой, современной формации. Московский авиационный институт. считает своим долгом дать возможность выпускникам работать по специальности.

Практику заключения договоров на подготовку кадров начал нынешний ректор МАИ, а тогда декан факультета «Авиационная техника» профессор Матвеенко, его дело, собственно говоря, продолжаю сейчас я, и у нас есть генеральные соглашения по трудоустройству выпускников с фирмами «Сухой», «МАПО», «АК им. Ильюшина», «Звезда-Стрела», «Камов», ведутся переговоры с фирмой имени академика Пилюгина, фирмой «Туполев» и другими. Практически все выпускники нашего факультета могут (если хотят) получить место работы после защиты диплома.

В 1995-96 годах, когда положение в вузе стало в какой-то степени критическим, когда денег на содержание материальной базы он почти не получал, а зарплата преподавателей была аховая, Александр Матвеенко договорился с тогдашним генеральным директором и главным конструктором фирмы «Сухой» о системе, которая позволила бы материально поддержать вуз. Тогда возникло первое генеральное соглашение с фирмой «Сухой», которое работает до сих пор и по образу и подобию которого теперь строятся договорные отношения в МАИ с другими фирмами.

Что же представляет собой договор с фирмой «Сухой» (поскольку он модельный для всех других фирм, имеет смысл рассматривать его в качестве примера)? Он состоит из четырех основных документов. Первый – генеральное соглашение, в котором оговаривается то, что мы обязуемся целевым образом вести подготовку студентов 4, 5 и 6-го курсов по углубленной программе сверх образовательной профессиональной программы госстандартов. Почему записана такая формулировка наших обязательств? Потому что по закону мы не имеем права получать никакие деньги, если осуществляем подготовку в рамках госстандартов. Именно поэтому была разработана спецпрограмма – это второй основной документ. Спецпрограмма отличается от действующего учебного плана двумя вещами: студент, как минимум, один день в неделю должен работать на предприятии и выполнять курсовые работы и проекты по тематике, согласованной с тем подразделением, где он работает. Студенты проходят на предприятии практику и, кроме того, слушают лекции представителей тех подразделений, в которых эта практика проходит. При этом студенты могут получать за свою работу полставки: для третьекурсника это 1100 рублей, для четверокурсника – 1250, для пятикурсника – 1400, для дипломника – 1500 рублей. Кроме того, студент может не ограничиваться только временем практики, в этом случае он получает деньги за время, фактически отработанное на производстве. Таким образом, мы организуем целевую подготовку.

Нас интересует то, по каким специальностям и сколько нужно инженеров. Например, фирме «Сухой» ежегодно по разным специальностям МАИ нужно чуть более 100 человек и за них она готова платить миллион в год. Но фактически институт дает фирме около трети от потребного числа. Почему? Работа на предприятии не всегда привлекательна для студентов. Чем же их можно привлечь? Варианты обучения по контракту с фирмой «Сухой» могут быть разными – стандартным, целевым и индивидуальным с выплатой дополнительных стипендий. В том случае, если студент заключил контракт с фирмой, если он учится на «хорошо» и «отлично» и работает на полставки в подразделениях фирмы, дополнительная стипендия составляет 800 рублей. Она может быть выше – до 1500 рублей, если студент плюс ко всему прочему обучается по индивидуальному учебному плану.

Первоначально контракт был трехсторонний: студент – вуз – работодатель, но потом мы доработали его форму с юристами фирмы «Сухой» и убрали вуз, предоставив фирме право вступать в договорные отношения непосредственно со студентом, тем более что мы не можем заставить студента заключать такой договор. Он это должен делать по собственному желанию, выбирая приемлемую для себя форму контракта.

Стандартный вариант обучения предполагает, что студент отучился и пришел работать на предприятие. В этом случае на работу его могут взять, а могут и не взять – все решает отдел кадров предприятия, который весьма разборчив и пропускает выпускников через специальное тестирование, определяющее психологическую предрасположенность к работе на фирме.

Целевой контракт предполагает, что студент обучается по контракту и имеет все те льготы и возможности, которые дают договорные отношения вуза и фирмы. При этом студент получает дополнительную стипендию и работает в одном из подразделений фирмы. В таком случае трудоустройство ему практически гарантировано, ибо это подразделение уже знакомо со студентом, знает его сильные и слабые стороны.

Индивидуальный вариант обучения предусматривает подготовку специалиста на конкретное рабочее место, например это может быть бригада крыла или подразделение, которое занимается изготовлением конструкций из композитных материалов. В этом случае заключение контракта архинеобходимо, потому что подготовка дорогостоящая и требует изменения всего учебного плана, разумеется, в тех пределах, в которых это разрешается или требуется по желанию заказчика. Подготовка десяти выпускников в режиме индивидуального обучения в течение 4-5-6-го курсов обходится фирме в 300 тысяч рублей. Эта плата идет по дополнительному договору. Такие студенты у нас есть на нескольких кафедрах факультета «Авиационная техника». Если, защитив диплом, студент получает предложение на работу в другую фирму, он должен сам или за счет этой фирмы вернуть деньги, потраченные фирмой «Сухой» на его подготовку. Такие случаи у нас бывают, но проблем с выплатой денег пока не возникало.

Предположим, выпускник МАИ идет работать в фирму «Сухой» в соответствии с заключенным контрактом. Что его там ждет? Зарплата молодого специалиста складывается из оклада, надбавки и премии. Оклад – это оплата нормативного объема работы инженера в зависимости от стажа работы. Размер оклада определяется по следующей формуле:

Оклад = Смс (1 + Кк + Кд), где

Смс – ставка молодого специалиста в зависимости от стажа работы в фирме во время учебы до присвоения ему квалификационной комиссией категории;

Кк = 0,3 или 0,6 – это коэффициент, учитывающий отсутствие или наличие у выпускника контракта с предприятием во время учебы в институте;

Кд – коэффициент, учитывающий наличие у выпускника диплома с отличием.

Какова материальная заинтересованность вуза? Фирма «Сухой» платит за каждого выпускника МАИ, пришедшего на работу в фирму, по 5 тысяч рублей. Кроме того, важно приучить фирмы к контрактной форме работы, ведь они в последние годы получали выпускников бесплатно и платить за них просто разучились.

P.S.

На недавно прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Фарнборо генеральный директор авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян и генеральный директор компании «Сибирь» Владислав Филев подписали предконтрактное соглашение на поставку 50 региональных пассажирских самолетов Russian Regional Jet.

Разработки самолетов этой серии начались полтора года назад. По признанию специалистов, первый опытный образец будет построен в 2006 году, после чего пройдут сертификационные испытания. Холдинговая компания «Сухой», которая известна как производитель исключительно военных и спортивных самолетов, на этот раз выступает как поставщик техники гражданской. Это вполне объяснимо, потому что российский рынок гражданских самолетов чрезвычайно емок. Пока его постепенно заполняют иностранные лайнеры, но для страны, разумеется, выгоднее производить собственную технику. Весь вопрос в том, кто и как будет ее проектировать и конструировать. Как всегда, все упирается в кадры. Не исключено, что этим займутся подготовленные по специальным договорам выпускники Московского авиационного института. У компании «Сухой» найдутся на это деньги, ведь стоимость проекта оценивается специалистами в 800 миллионов долларов, а у института, ставшего нынче государственным техническим университетом, есть соответствующие программы, преподаватели и научные разработки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте