Современный этап модернизации образования обозначил усиление интереса к проблеме его информатизации, которая расценивается не только как один из инструментов его совершенствования, но и как значимый показатель конкурентоспособности образовательной системы.
В Липецке вопросами информатизации занимается отдел информационных технологий и аналитического обеспечения Департамента образования администрации города, созданный в январе 2004 года. На сегодня 68 из 74 общеобразовательных учреждений города имеют высокоскоростное подключение к сети «Интернет» в рамках ПНП «Образование». На базе трех учреждений дополнительного образования формируются центры доступа к интернету. Такие же центры планируется организовать в каждом учреждении дополнительного образования. В целях реализации направления «Создание системы интернет-ресурсов сферы образования» департаментом организован городской конкурс образовательных информационных узлов «Школьный сайт». В результате количество школ и гимназий, имеющих сайты, увеличилось с пяти до 65, что позволило организовать информационные представительства образовательных учреждений Липецка в глобальной Сети.
С целью информирования населения о проблемах и состоянии муниципального образования был создан и постоянно обновляется официальный информационный сайт Департамента образования Липецка. Для поддержки детей и классных руководителей (воспитателей), использующих информационные технологии, Департамент образования провел городской конкурс информационных технологий «Мой класс». В 2005-2006 учебном году его участниками стали 224 педагога и классных коллектива (в том числе 5-6-х классов – 52, 7-9-х классов – 90, 10-11-х классов – 82) из 32 образовательных учреждений. В 2006-2007 учебном году в конкурсе участвовали 280 педагогов и классных коллективов из 37 образовательных учреждений. Чтобы выявить и поддержать ребят, способных показать себя в олимпиадном движении по предмету «Информатика и ИКТ», в 2005-2006 учебном году впервые в городе была проведена городская олимпиада для младших школьников «Мудрый крот». В ней приняли участие 1043 школьника 3-4-х классов, а в текущем учебном году число участников выросло более чем на треть (1622 школьника 3-4-х классов из 28 образовательных учреждений).
В муниципальной образовательной сети Липецка проводится инновационная деятельность по информатизации образования. В сети три опорных школы (№№1, 12, 44), пять городских экспериментальных площадок (№№19, 46, 48, 64, 69) и одна школьная экспериментальная площадка (№31). Начало экспериментальной деятельности по теме «Информатизация школы как составляющая ее системного развития» было положено на базе школы с углубленным изучением отдельных предметов №69 имени Сергея Есенина. Гимназии №1 и №12 – опорные учреждения по теме «Деятельность информационно-аналитической службы образовательного учреждения».
Информатизация образования призвана стать определяющим фактором в развитии самой школы, ориентированной на выработку активной жизненной позиции, подготовку к современной действительности, формирование предпосылок для развития интеллектуального и творческого потенциала. «Образовательные ресурсы медиаобразования» стали темой опорной площадки на базе лицея №44. Департамент образования курирует сетевое взаимодействие разных учреждений, ведущих инновационную деятельность, что обеспечивает возможность изучить и использовать ресурсы нескольких образовательных учреждений. Результаты инновационной деятельности, полученные в таком взаимодействии, доступны всем участникам муниципальной образовательной сети Липецка.
Для внедрения информационных технологий в управление образовательным процессом департаментом разработана система автоматической обработки результатов мониторинга. Эта система была применена при проведении аттестации школ и гимназий и при репетиционном тестировании в рамках подготовки к ЕГЭ.
Департаментом образования создана «Образовательная карта Липецка» – программный продукт, содержащий наиболее полную информацию по всем образовательным учреждениям города и учреждениям профессионального образования области. Карта выполнена в рамках перехода образовательных учреждений к профильной школе, она поставлена в каждую школу. Разработана автоматизированная система «Паспортизация образовательного учреждения» для хозяйственно-эксплуатационной службы, программный продукт «Муниципальная система оценки качества образования», автоматизирующий образовательный мониторинг на муниципальном уровне. С целью повышения эффективности управления и административной деятельности в каждой школе внедрена линейка программных продуктов на платформе «1С»: «1С: Библиотека», «1С: Бухгалтерия», «1С: Хронограф Мастер», «1С: Хронограф Школа 2.5 Проф» и цифровые образовательные ресурсы на платформе «1С: Образование», автоматизирующих деятельность различных структур образовательных учреждений, учет контингента, кадров, успеваемости.
Современные информационные технологии – средство эффективного управления образованием, необходимое условие повышения качества и конкурентоспособности образовательной системы, инструмент целенаправленного формирования информационного пространства образования. Именно поэтому информатизация стала одним из основных направлений деятельности образовательной системы Липецка в этом учебном году.
Комментарии