search
main
0

Как мы «выращиваем» конкурсантов

Практики менторинга для профессионального развития

За 20 лет 239 педагогов Рыбинска приняли участие в муниципальном этапе всероссийских профессиональных конкурсов. Сегодня 13 из них – директора школ и заведующие детскими садами, 15 человек занимают должности заместителя руководителя или старшего воспитателя, четверо – методисты муниципальной методической службы. 11 раз победители регионального этапа из Рыбинска представляли Ярославскую область на заключительном этапе. Самым значимым результатом стала победа во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России»-2021 Ольги Хитровой, учителя-логопеда детского сада №93.

 Секрет успеха не только в таланте наших педагогов. В течение двух десятилетий в методической службе города складывалась стройная система мер по сопровождению участников на пути профессионального конкурса. Так, мы используем практики менторинга.

Менторство – это неформальное общение и партнерство, когда ментор верит в своего подопечного, предлагает ему информацию, совет и помощь, помогает достичь поставленной цели. Ментор не дает точных карт – «отсюда – туда». Он создает условия, в которых подопечный способен достигнуть такого успеха, о котором изначально даже не мечтал.

Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти. Эффективные ментор-отношения – это возможность обучения для обеих сторон.

Принципы выстраивания взаимодействия:

– умение слушать и слышать, то есть обеспечение понимания и самопонимания;

– вовлеченность и доверие, то есть обеспечение продуктивного взаимодействия;

– поддержание эффективного фокуса, то есть ориентация на результат и действия;

– содействие развитию, то есть направленность на освоение новых практик и техник в профессиональной деятельности и способы ее демонстрации.

Формы деятельности: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Перечислим наиболее яркие практики менторинга, использованные в процессе подготовки участников профессионального конкурса «Воспитатель года России».

Доказала свою эффективность такая форма группового менторинга, как программа деятельности профессионального клуба. С 2003 года рыбинский клуб «Профессионал» объединяет победителей и участников конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям». Здесь происходит «выращивание» мотивированных на успех конкурсантов и постконкурсное сопровождение педагогов.

Немаловажно, что участники клуба продвигаются по лестнице формального и неформального лидерства. Становясь заинтересованными руководителями и наставниками, осознанно относятся к конкурсу как к одной из самых продуктивных форм профессионального роста. Сопровождая конкурсантов, реализуют индивидуальный маршрут профессионального становления молодого педагога. Так, в 2016 году молодой педагог Ольга Хитрова со стажем один год участвовала в муниципальном этапе конкурса «Педагогический дебют», в 2019 году участвовала снова, а в 2020 году вышла в финал регионального этапа. В 2021 году Ольгу Валентиновну признали абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Воспитатель года России».

Участие будущих конкурсантов в образовательных событиях (методический поезд «Странствующий пеликан», «Парк открытых студий», образовательные туры в города области, региональная школа педагогического лидера, Чемпионат региональных учительских команд и других) способствует раскрытию их творческого потенциала и наращиванию профессиональных компетенций.

Практика коллективного проектирования как инструмент менторинга направлена на обучение действием. Успешно используем коллективное проектирование при разработке конкурсных занятий по технологии Lesson study. Исследование занятия – это модель совместного профессионального развития в группе. Здесь подключается еще одна форма менторинга: стажировка на базе другого детского сада, где участник реализует проект занятия. Понимающая экспертиза в этом процессе – основной инструмент совершенствования практики педагога.

Например, семь проектов занятий по заданным темам Ольги Хитровой (необходимые для подготовки к «Воспитателю года») появились в результате работы проектной группы (конкурсанта, представителей методических служб города и области, заведующих и старших воспитателей детских садов Рыбинска, участников клуба «Профессионал»).

Еще один способ включения педагогов в деятельностную ситуацию – проведение чемпионатов эффективных педагогических решений, других муниципальных профессиональных конкурсов и презентационных площадок в рамках муниципального образовательного события «Инновационный каскад». В данном случае реализуется менторинг достижения личных и профессиональных целей в ходе подготовки команды, участия в конкурсе и включения приобретенного опыта в практику.

Конечно, мы не забываем и об ИКТ. На сайте Информационно-образовательного центра Рыбинска как форма виртуального менторинга функционирует электронный сервис «Открытый университет методической поддержки педагогов»: http://ioc.rybadm.ru/universitet/index.php. Здесь есть и выход на сайт клуба «Профессионал», где педагоги могут ознакомиться с практиками и получить консультации коллег, успешно прошедших конкурс.

Создание творческой, открытой среды общения участников конкурсного движения – вот цель системы менторинга. Главный эффект – обеспечение профессионального развития педагогов образовательных организаций.

Светлана ШУВАЛОВА, директор Информационно-образовательного центра города Рыбинска;
Ольга СЕМЕНОВА, заместитель директора по научно-методической работе.
Ярославская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте