Начиная изучать с учениками 6-го класса «Завоевание Руси монголами», я и не думал, что эта довольно трагическая тема перерастет у нас в увлекательную игру.
Мы с классом сразу определились, что правила игры будут следующими. Класс разбивается на три команды – русичи, монголы и экспертная комиссия. Экспертную комиссию составят самые сильные ученики по истории в классе. Остальной класс делится на две равные половины. Кто будет русичами, а кто монголами, решит жеребьевка. Далее я поясняю правила игры: «Представьте себе, что вы являетесь участниками судебного процесса, который проводит госпожа История. Вам, как представителям древних народов (русских и монголов), дана возможность в спокойной обстановке (а не с оружием в руках) осмыслить, почему в XIII веке все произошло именно так, как произошло, а не иначе». Поставили столы клином. Такое расположение создало более непринужденную обстановку для проведения игры. На острие клина расположилась экспертная комиссия. По краям – команды «Русичи» и «Монголы». Я задавал участникам игры вопросы, и после нескольких минут обсуждения представитель команды должен был дать ответ. Вопросы касались вооружения, быта, тактики, религии, культуры воюющих сторон. Ученик должен был отвечать от лица своего народа, который он представлял. Например, монгол говорил: «Мы хорошо скакали на лошадях. В бою мы пользовались в основном луком и стрелами» и т. п. Это настолько погрузило школьников в процесс перевоплощения, что один ученик, дав очередной верный ответ, всплеснул руками и воскликнул: «Монголы рулят!», хотя до этого момента он хотел выступать исключительно на стороне русских воинов. Одного урока на эту игру нам не хватило – пришлось задействовать еще один урок. Впечатления от игры остались самые позитивные. Кроме углубления в изучаемый период мы с детьми получили своеобразную психологическую разрядку, когда каждый высказал свое мнение, задал вопрос, а иногда и просто вместе со всеми посмеялся. Итак, что же положительного вносит в образовательный процесс такая игра? Первое – это попытка взглянуть более объемно на изучаемые исторические события. Зачастую ученик воспринимает явления истории в черно-белых красках: друзья – враги, хорошо – плохо. А в процессе игры ученики начинают понимать, что отношения Руси со Степью были разнообразные и не всегда их можно оценить однозначно. Прим. ред. Полностью материал Алексея Чернова читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/788Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории и обществознания средней школы №3 города Рассказово Тамбовской области
Комментарии