search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия Минпросвещения: вопрос по школьной форме будет приниматься с учетом мнения родителей В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности
0

Как красавица Европа соскучилась по русскому солдату

Значительным событием 2012 года -Года истории – стал юбилей победы России в Отечественной войне 1812 года. Лето нынешнего года для московских педагогов было наполнено путешествиями по знаменательным местам, встречами с коллегами.

Втом месте, где отступавшая «Великая армия» Наполеона в самом конце ноября – начале декабря 1812 года форсировала реку Березину – от белорусской деревни Студзенки на левом берегу (именно это название географически точное, хотя на плане А.И.Михайловского-Данилевского – Студянка), – и сейчас нет моста. Мне не повезло: с правого берега туда не попасть никак. Ближайший мост – у деревни Веселово, через 8 километров вверх по течению. Пока шел по дороге почти до моста и голосовал, не остановилась ни одна машина. К автобусной остановке направлялись две женщины, значит, должен быть автобус. Через полчаса он подошел. Водитель и я с радостным удивлением приветствовали друг друга – на этот автобус в Борисове утром я взял билет, а водитель пояснял мне (оказалось ошибочно), что на левом берегу смотреть нечего и все памятники – на правом. Теперь я ехал с правого берега на левый, местный житель, друг водителя Михаил, узнав о цели моего визита, с воодушевлением пересказывал свою историю финальной трагедии «Великой армии», в частности, о том, что некоторое время назад на поле сражения найдены останки французских солдат, перезахороненные в братской могиле на сельском кладбище на краю Студзенок.

От остановки до деревни метров 500. Асфальт незаметно перешел в деревенский большак, полого спускавшийся прямо к низкому берегу Березины. В этой земле лежат французские солдаты, погибшие 200 лет назад. Повернув влево по течению реки, идя вдоль деревни, я дошел до последнего дома. К нему вплотную примыкал старый погост. У кладбища монумент – фигура советского солдата -в память воинов, погибших в годы Великой Отечественной, каменные плиты – с тесным списком погибших. Таких памятников много в наших селах… По тропинке я попал на другой конец кладбища, где обнаружил аккуратную и ухоженную французскую братскую могилу, где лежат несколько сотен людей. Сыны солнечной Франции представить не могли, что навечно закроют веки в «северных дебрях», как называли Россию советники Наполеона. Не предполагал такого финала и сам их император.

Есть в российской истории вечные темы, которые постоянно должны быть в центре педагогического внимания. Отечественная война 1812 года, несомненно, стала такой вечной темой. Школа, университет не могут ограничиваться только обязательной образовательной программой. В числе других постоянных форм работы может быть выполнение исследовательских проектов. В большинстве случаев исследовательский проект выполняют в течение учебного года, но для такой бездонной темы, как 1812 год, этого, очевидно, недостаточно. Чтобы избежать ограничений, мы решили готовиться к 200-летнему юбилею заранее. Наш замысел нашел отражение в проекте «Благословение Двенадцатым годом». Первоначальную базу проекта составили партнеры по организации Забе-линских чтений: Центр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО, Управление образования и методический центр Западного округа, МПГУ, МГИМО, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, РУДН, Музей Москвы, «Учительская газета-Москва», Московский городской Дом учителя, известные деятели науки и образования, искусства, писатели. На основе концепции, составленной в форме открытого письма, мы пригласили к участию в проекте всех, кто считал это важным.

Одним из первых пришел отклик из Ульяновской области от Софьи Узбековой – заместителя директора Верхнемазинской средней школы имени Дениса Давыдова Радищевского района. В этом атор ежегодного Западного окружного конкурса военно-исторической миниатюры «Защитникам Родины посвящается». На конкурс участники представляют миниатюрные диорамы, моделирующие исторические события, а также исторические куклы. В последние годы конкурс посвящен событиям 1812 года. Органичности, естественности этому проекту добавляет то, что центр расположен на Кутузовском проспекте (старой Можайской дороге), в непосредственном соседстве с культовыми местами – Поклонной горой, Триумфальной аркой, панорамой «Бородинская битва», местом возможного второго генерального сражения с французами под Москвой после Бородина (в районе Парка Победы). Будучи по приглашению Алексея Борисовича членом жюри, я с интересом рассматривал куклы и миниатюры. Вот бы все это в отдельный музей! Какие шикарные экскурсии можно делать! Очень трогательно участие в проекте детей-инвалидов. Как они тянутся, как не хотят быть «особенными»! Какаятитаническая работа проделана их педагогами – научными руководителями Татьяной Сычевой и Любовью Ратниковой! Просто душа разорвалась, когда дети из интерната

№44 VI вида читали стихи о Двенадцатом годе в постановке «Дамы в период 1812 года»:

Сегодня бал, в огнях весь дом, Подъехали кареты. Шампанское укрыто льдом. И слуги приодеты. Вплывают дамы, всех слепят Брильянты и сапфиры. Надеты модные шарфы На оголенных спинах.

Везде банты и кружева, Мелькают эполеты. И знатоки парижских мод В новинки разодеты.

Это настоящий фестиваль, каким он, на мой взгляд, и должен быть: среди его участников – все победители. Сам Алексей Борисович с братом Андреем Борисовичем, учителем русского языка и литературы, заслуженным учителем России, организовал велопробег до Бородинского поля.

В активной, деятельностной форме погружает студентов в эпоху 1812 года кафедра отечественной и всеобщей истории МГИМО (У). Непосредственный инициатор, научный руководитель акций – доцент кафедры, кандидат исторических наук Татьяна Черникова. Родилась традиция ежегодного выезда в конце мая с палатками на Бородинское поле, проведены несколько научных студенческих конференций в форме ролевых игр, деловые исторические игры-реконструкции. Однажды на Бородинском поле мы проснулись рано утром под звуки музыки. Оказалось, на машине из Москвы приехал проректор по социальной и воспитательной работе Игорь Логинов, привез целую гору продуктов, лично сварил на костре в котле на всю нашу команду завтрак, напоил, накормил.

Серия конференций и круглых столов под общей темой «Человек и война» организовал на базе РУДН доктор исторических наук, профессор Владимир Бло-хин. Их особенностью стала прямая связь с современными ост-

рыми проблемами развития страны, а также их рассмотрение в широком историческом контексте на основе связи времен от «Слова о полку Игореве» до современных кавказских войн.

Специальную конференцию провели наши коллеги из ГосИРЯ имени А.С.Пушкина. Основная организационная и творческая работа со студентами и преподавателями легла на плечи кафедры общественных дисциплин во главе с заведующим Юрием Вьюновым. Наиболее оригинальным, на мой взгляд, стало сообщение студентки ГосИРЯ Елены Жаровой об отражении темы в кинематографе: она показала нам самый первый фильм о 1812 годе, снятый в 1912 году на предприятиях Пате и Ханжонкова, объединивших усилия. Эмилия Вуйчич из Сербии сделала доклад о герое войны Михаиле Ми-лорадовиче: «Его портрет висит в центральном, парадном коридоре в Смольном и в Эрмитаже. Великая честь увидеть портрет своего соотечественника на таком значительном месте». Кстати, Эмилия настолько свободно владеет русским языком и чисто говорит, что трудно поверить, что он для нее иностранный.

Все представленные материалы мы опубликовали в сборнике Забелинских чтений. Издательские расходы взяло на себя Западное окружное управление образования. Недавно позвонила из Приозерска Л.Фомичева и радостно рассказала, как один из авторов, став студентом, на первой сессии показал преподавателю свою опубликованную работу. Преподаватель поставил ему зачет «автоматом».

В мае 2012 года наши коллеги из Минска – Минский городской институт развития образования (ректор – кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Мороз) при поддержке Комитета образования Мингорисполкома (председатель Владимир Щербо) – организовали международный круглый стол по теме «1812 год. Люди и события великой эпохи».

Непосредственными организаторами стали Центр поддержки и развития инновационной образовательной практики (начальник -Людмила Венцерева), Клуб учителей «Большая перемена» (председатель – Татьяна Павлю-чук), школа №26 Минска (директор – Олег Жук). О результатах своих исследований рассказали и обменялись мнениями по отдельным вопросам изучения Отечественной войны 1812 года преподаватели и научные сотрудники кафедры истории России исторического факультета Белорусского государственного университета, Национального исторического музея Республики Беларусь, студенты, учителя, школьники. Учитель истории минской школы №97 Наталья Богданович рассказала об участии школьников в международной школьной исторической интернет-конференции «Отечественная война 1812 года». Главный педагогический результат, на мой взгляд, состоит в том, что российские и белорусские ребята были вовлечены в общее и значимое для них дело, в творческое общение. Их личный опыт самый важный вклад в общее будущее наших народов. Я побывал на уроке учителя истории минской гимназии №192 Юлии Якубович «Использование документальных свидетельств участников войны 1812 года о переходе войск через Березину», ведь именно на Березину я планировал поехать на следующий день, чтобы получить непосредственные впечатления.

…Бородино, Москва, Березина. Названия этих трех славянских мест всегда будут напоминать западному высокомерному сознанию о тщетности идеи мирового господства, о силе славянского духа, о широте славянской души, бесконечной доброте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте