search
main
0

Как измерить вклад образования в социально-экономическое развитие страны?

Спорить не приходится, на состояние социально-экономической системы России сильное влияние оказывает уровень образования каждого человека. Учреждения СПО и вузы по всей стране готовят молодых специалистов для всех сфер деятельности, без которых не существовало бы самой экономики. И чем качественнее студентов “образовывают”, тем больший вклад они потом вносят в развитие своего региона и всей страны. Как этот вклад измерить, разбирались эксперты во время круглого стола на тему “Как измерить вклад образования в социально-экономическое развитие: о чем говорит опыт регионов”. 

Фото pixabay.com

Заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по образованию Алексей Майоров предложил, на что нужно обращать внимание при оценке вклада образования в развитие региона:

  • Экономический аспект. То есть, насколько наличие образовательных учреждений увеличивает доходы населения и самого региона;
  • Развитие человеческого капитала – нужно изучить вопросы, связанные с экономической активностью, занятостью и безработицей;
  • Влияние профессионального образования на инновационное развитие региона;
  • Вклад в социокультурное развитие – изменение культурного ландшафта и образцов поведения, улучшений демографической и этнической ситуации в регионе, а также развитие окружающей среды.

Последний пункт, по мнению эксперта, является самым главным.

– Когда мы говорим о системе образования и ее вкладе в региональное развитие, мы должны ориентироваться на две вещи: с одной стороны, на интересы государства и общества, а с другой – на те установки и интересы молодежи, которые формируются под влиянием происходящих в социально-экономической сфере процессов. И чем ближе будут сходиться эти две позиции, тем больший вклад в экономику региона мы с вами получим от системы образования, – в свою очередь отметила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Она также представила исследование, по результатам которого можно оценить отношение молодежи к среднему профессиональному образованию. Все регионы России были поделены на шесть групп в зависимости от процента выпускников девятых классов, решивших продолжать свое образование в системе СПО. Наименьшие показатели – в Москве, Санкт-Петербурге и республике Саха (Якутия). Менее 30% выпускников идут в колледжи и техникумы. В то же время более 55% девятиклассников уходят в учреждения среднего профессионального образования в Пермском крае, республике Адыгее, Ленинградской, Вологодской и Оренбургской областях.

Почему выпускники в этих регионах чаще выбирают профессиональное образование? Согласно опросу 2020 года, на это есть несколько причин. Одни хотят получить “практическую” специальность, с которой можно хорошо зарабатывать, другие – потому что со специальностями СПО легче найти работу. У кого-то недостаточно средств для подготовки к поступлению в вуз и последующего обучения. Но самая частая причина выбора СПО – желание выпускников быстрее начать работать. В итоге большая часть молодежи оказывается довольна принятым решением: 54-59% опрошенных частично удовлетворены полученным образованием, 35-40% уверены, что сделали абсолютно правильный выбор, и только около 5% молодых людей считают свой выбор ошибочным.

Также больше 20% получивших среднее профессиональное образование в дальнейшем продолжают свое обучение в вузе. По словам Татьяны Клячко, “мы получаем сдвоенную траекторию: сначала молодежь идет в систему СПО, потом, определившись со своими жизненными приоритетами, переходит в вузы”.

Член Общественного совета Министерства науки и высшего образования РФ Виктор Болотов отметил связь развития образования с уровнем валового регионального продукта и социально-экономической средой. Он также рассказал об индексе образовательной инфраструктуры регионов, который создавался на базе НИУ ВШЭ. Благодаря этому проекту каждый регион может спроектировать собственные ходы для развития образования.

– Мы сегодня работаем по поиску конкретных проектов развития университетов с учетом программ регионального развития с Нижним Новгородом, Кабардино-Балкарией, Екатеринбургом. Это совершенно разные субъекты федерации, но у них  есть и что-то общее, и что-то индивидуальное, – подчеркнул эксперт.

Вера Емельянова, первый заместитель губернатора Псковской области pskov.ru

Разумеется, обсуждать региональный аспект развития систем профессионального образования невозможно без конкретных примеров из самих регионов. Наталья Афанасьева, и.о. заместителя главы администрации Тамбовской области, рассказала о проектах, которые реализовывались в последние годы в регионе.

В рамках проекта “В мир профессий через образование” была проведена оценка качества профессионального образования, созданы инновационные структуры, помогающие в разработке качественно новых образовательных программ. В рамках проекта “Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста” создается новая модель управления формированием кадрового потенциала региона, которая выстроена на основе кластерного подхода. По словам Натальи Афанасьевой, “это подготовка кадров “под ключ”, что сегодня для страны крайне актуально”.

– Создающиеся технологические платформы, научно-исследовательские институты и их интеграции с вузами – процесс, который сейчас идет и связан с регионализацией образования и учетом тех точек роста, которые в регионе считаются ключевыми. Например, наша область аграрного профиля, – заключила и.о. заместителя главы администрации Тамбовской области.

Вера Емельянова, первый заместитель губернатора Псковской области, рассказала о подготовленном в Министерстве экономического развития России программном документе стратегии развития региона до 2035 года. На основании этого проекта был разработан и утвержден план мероприятий регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного и экономического роста Псковской области, а также модернизации инфраструктуры системы образования. В нем учитывается прогноз рынка труда, потребность в кадровых ресурсах и перспективных компетенциях. За последние годы в регионе число студентов увеличилось на 14% и, по словам Веры Емельяновой, в следующем году ожидается еще больший рост.

Виктория Прудникова, директор филиала РАНХиГС в Самаре, msses.ru

– Ребята реально видят возможность получения профессии или специальности, которые принесут им возможность трудоустройства и получения необходимого достатка, – рассказала она. – Мы видим диверсификацию специальностей и переориентацию в этой навигации на специальности инженерного дела, технологии, на технические науки и науки об обществе, сельское хозяйство. Это то, что сегодня важно для развития нашего региона.

Участники круглого стола не раз отметили, что все регионы различны и для оценки каждого нужно найти свой подход. Виктория Прудникова, директор филиала РАНХиГС в Самаре, представила исследование соответствия системы СПО региона России потребностям экономики и социальной сферы. Исследование было проведено в трех регионах Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов с разными условиями социально-экономического развития и институционального оформления системы СПО. По результатам исследования была предложена система критериев, которая позволяет выстроить профиль региональной системы образования:

  1. Стратегические приоритеты развития системы СПО;
  2. Структура и объемы подготовки кадров с прикладными квалификациями;
  3. Качество профессионального образования и обучения;
  4. Актуализация квалификации персонала предприятия региона;
  5. Адаптивность региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций;
  6. Развитие адаптационного потенциала студента;
  7. Масштабы участия работодателей в управлении системой СПО.

П словам Виктории Прудниковой, эта система потенциально может создать “универсальный инструмент, с помощью которого мы можем через целый ряд показателей и критериев сделать общие выводы и сформировать общие подходы”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте