search
main
0

Как изменились правила аттестации педагогических работников

Согласно новым правилам аттестации педагогических работников, у педагогов появятся еще две квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Фото: gpointstudio, freepik

В Министерстве юстиции 2 июня зарегистрировали приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Документ вступит в силу 1 сентября 2023 года.

Он вводит новые квалификационных категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Эту аттестацию станут проводить по желанию педагога с высшей категорией. К его заявлению необходимо будет прилагать ходатайство работодателя, которое характеризует деятельность педагога по совершенствованию методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.

Как гласит документ, одной из основных задач аттестации выступает обеспечение дифференциации оплаты труда педагогов с учетом установленных квалификационных категорий и объема дополнительной работы.

Общие положения

Среди основных задач проведения аттестации – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста; определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников. Аттестация также служит повышению эффективности и качества педагогической деятельности; выявляет перспективы использования потенциальных возможностей педагогов, в том числе для организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации.

Кроме того, аттестация учитывает требования ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечивает дифференциацию оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

Аттестация основана на принципах коллегиальности, гласности, открытости, что обеспечивает объективное отношение к педагогическим работникам, не допускает дискриминацию при проведении аттестации.

Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Такую аттестацию проводят один раз в 5 лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя из числа работников организации и состоит не менее чем из 5 человек, в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации. В составе аттестационной комиссии обязательно должен быть представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, при его отсутствии – иного представительного органа (представителя) работников организации. Руководитель организации в состав аттестационной комиссии организации не входит.

Аттестацию проводят в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педагогических работников, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации. Работодатель знакомит под подпись педагогических работников с распорядительным актом не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

Проведение аттестации проходит на основе представления работодателя, которое он вносит непосредственно в аттестационную комиссию организации. В представлении работодателя содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомиться с представлением работодателя под подпись педагогу нужно не позднее чем за 30 календарных дней до проведения аттестации. После этого работник по желанию может представить комиссии дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу). При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, он подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен.

Фото: master1305, Freepik

Аттестация проходит на заседании комиссии с участием самого педагогического работника. При отсутствии педагога в день проведения аттестации на заседании комиссии по уважительным причинам аттестацию переносят на другую дату. Если педагог не пришел на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, аттестация проходит в его отсутствие.

Комиссия рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения педагогического работника. По результатам принимается одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности либо не соответствует. Решение принимается в отсутствие аттестуемого – открытым голосованием большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации сообщаются педагогу после подведения итогов голосования. Их заносят в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании. Он хранится у работодателя вместе с представлениями работодателя, внесенными в аттестационную комиссию организации, дополнительными сведениями, представленными педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (при их наличии).

На педагогического работника, который прошел аттестацию, не позднее двух рабочих дней секретарь аттестационной комиссии составляет выписку из протокола, содержащую сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, по которой проводилась аттестация, дате заседания аттестационной комиссии организаций, результатах голосования, о принятом решении. Работодатель знакомит работника с выпиской из протокола под подпись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписку хранят в личном деле работника. Сведения об аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и в сведения о трудовой деятельности не вносятся.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

Такую аттестацию не проходят следующие педагогические работники:

  1. педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
  2. проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  3. беременные женщины;
  4. женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  5. лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  6. отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «4» и «5», возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «6» возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории

Такую аттестацию проводят по желанию работника. В состав аттестационных комиссий, входит не менее 7 человек, включая представителя соответствующего профсоюза и специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Аттестацию для установления первой или высшей квалификационных категорий проводят на основании заявлений, подаваемых педагогами в аттестационную комиссию либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа. Кроме того, заявление можно подать через портал госуслуг, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, интегрированные с ЕПГУ.

В заявлении указываются сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также должность, по которой педагог планирует пройти аттестацию. Заявления подаются независимо от продолжительности работы педагога в образовательной организации, в том числе в период его нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.

Заявления комиссия рассматривает в срок не более 30 календарных дней со дня их получения. В это время определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагога индивидуально, а также письменно уведомляют работников о сроках, формах и способах проведения аттестации. Педагоги имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания комиссии направлять в нее дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

При аттестации педагогов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, учитываются государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профмастерства.

Продолжительность аттестации для каждого работника от начала ее проведения и до принятия решения комиссией составляет не более 60 календарных дней. Педагог имеет право лично присутствовать на заседании.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • выявления и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую квалификационную категорию, высшую квалификационную категорию или отказать в установлении.

Комиссия принимает решение в отсутствие педагога открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании ее членов. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическому работнику первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников. При принятии в отношении педагога, имеющего первую квалификационную категорию, решения комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория.

При отказе установить квалификационную категорию повторно обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же категорию можно не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

Квалификационные категории (первая, высшая), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ. Эти категории выступают основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»

Такую аттестацию проводят по желанию педагогических работников. К ней допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию. Аттестацию проводят на основании заявлений в аттестационную комиссию. Заявление можно подать теми же способами, что и на аттестацию для установления первой и высшей категорий.

В заявлении в аттестационную комиссию работники сообщают информацию об уровне образования (квалификации), результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной категории, а также о квалификационной категории, по которой они желают пройти аттестацию. К заявлению прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.

Ходатайство формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагога. Заявление комиссия рассматривает в срок не более 30 календарных дней со дня его получения.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

  • руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
  • руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
  • методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
  • участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
  • передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

  • руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
  • наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
  • содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
  • распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить квалификационную категорию «педагог-методист», квалификационную категорию «педагог-наставник» или отказать в установлении.

Фото: пресс-служба Минпросвещения РФ

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

На основании распорядительных актов по итогам аттестации работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности. При принятии решения комиссии об отказе в установлении квалификационной категории «педагог-методист» или квалификационной категории «педагог-наставник» повторное проведение аттестации возможно не ранее чем через один год после принятия соответствующего решения.

Квалификационные категории («педагог-методист», «педагог-наставник»), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте