search
main
0

Кадры по-прежнему решают все

Наталья ВЕТГОРНОВИЧ, начальник отдела государственной службы и кадров Северо-Восточного окружного управления образования: – Одно из принципиальных направлений работы, реализующих качественное и эффективное образование, – обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными кадрами. Эффективность выполнения задачи обучения и воспитания во многом зависит от компетенции учителя, складывающейся из его профессиональных и нравственных качеств. За минувший учебный год в округе в целом вырос удельный вес руководителей образовательных учреждений, имеющих высшее образование, 12 имеют степень кандидата наук, один – степень доктора наук, 82% награждены отраслевыми наградами, 32 процента – почетное звание «Заслуженный учитель РФ», 5% – лауреаты премии Правительства Москвы в области образования.

За минувший год увеличилась до 84% (или на 7,6%) доля руководителей средних общеобразовательных школ, имеющих высшую квалификационную категорию. Необходимо работать над тем, чтобы число руководителей, имеющих высшую квалификационную категорию, возросло в сфере дополнительного и дошкольного образования.

Статистика последних лет свидетельствует о стабильности руководящего состава средних общеобразовательных учреждений. В начале прошлого учебного года были назначены вновь 7 директоров школ, в основном это связано с выходом на заслуженный отдых предыдущих руководителей. За последние годы омолодился состав заведующих детскими садами. Все вновь назначенные руководители – из резерва, их обучение ведется на базе окружного учебно-методического центра и Московского городского педагогического университета. Ежегодно с вновь назначенными руководителями проводятся семинары по делопроизводству, по трудовому законодательству.

В округе работает сегодня 22051 сотрудник, что на 2000 больше, чем в прошлом году, педагогических работников – 13897 человек. Увеличение числа работников идет в основном за счет увеличения количества штатных единиц сотрудников и открытия новых учреждений образования. При формировании штатного расписания на новый учебный год необходимо четко определить штатные единицы и решить кадровые вопросы, чтобы не происходило дробление ставок, так как это не дает качественного решения проблем.

В среднем по округу наблюдается незначительная текучесть педагогических кадров – в пределах 5% от списочного состава. Ежегодно стабильно увеличивается процентное соотношение педагогических работников, имеющих высшее образование, тенденция роста числа учителей с высшим образованием сегодня наблюдается, однако нужно шире использовать возможности переподготовки кадров через систему высшего образования на бюджетной основе. В этом году мы дали 52 педагогам со средним специальным педагогическим образованием рекомендации для поступления по итогам собеседования в Московский городской психолого-педагогический университет, но все же этого мало. На 3% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учителей начальных классов, имеющих высшее образование, стабильно около 6% учителей начальных классов после окончания педагогических колледжей обучаются в высших учебных заведениях. Два года назад на базе педагогического колледжа № 14 была сформирована группа по заочной форме обучения для сотрудников дошкольных учреждений, не имеющих педагогического образования. Повышается удельный вес учителей, имеющих высшую, первую и вторую категории, число педагогов школ, имеющих высшую категорию, выросло с 25,7% в прошлом году до 30% в нынешнем, имеющих первую категорию – с 27,8% до 42%. В образовательных учреждениях СВАО работают 163 кандидата и доктора наук, учителя мужчины по-прежнему составляют только 11%.

В условиях модернизации столичного образования выдвигаются проблемы улучшения качества преподавания, поэтому необходимо усилить работу по созданию условий для повышения образовательного уровня и квалификации педагогических работников. В образовательных учреждениях 181 сотрудник имеет почетное звание «Заслуженный учитель РФ», в этом году представлены к награждению государственными наградами 18 человек, более двух тысяч человек награждены нагрудными знаками. В этом году награждены отраслевыми наградами 197 человек, около 5000 работников отмечены другими наградами.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества педагогических работников, имеющих стаж работы более 20 лет, – от 42,8% в прошлом году до 44,4% в этом году. В школах округа 31% учителей имеет стаж работы от 10 до 20 лет и только 13% – до 5 лет. В сложившейся кадровой ситуации важнейшим источником восполнения педагогических кадров становятся молодые специалисты. В этом году приступил к работе 181 молодой специалист, следует отметить, что с высшим образованием к нам пришли 66% специалистов из этого количества, директора школ отмечают общую тенденцию их хорошей подготовки в вузах, а непрерывная педагогическая практика позволяет приобретать важные навыки педагогического мастерства еще до начала работы дипломированного специалиста. Дальнейший рост педагогического мастерства во многом зависит от педагогического коллектива школы. Молодые учителя должны стать особым предметом заботы руководителя образовательного учреждения и наставника, профессиональное общение – одно из ключевых условий для роста молодого учителя. Особенно важно, чтобы молодые коллеги общались с мастерами экстра-класса, победителями профессионального конкурса «Учитель года». Такие встречи вот уже шесть лет проходят на базе центра образования № 293.

В 2006 году для молодых специалистов было проведено выездное занятие «Дорога к успеху», которое позволило им познакомиться с лучшими традициями работы учреждений разного профиля.

Сегодня руководителям образовательных учреждений необходимо просчитывать прогноз потребности в педагогических кадрах на перспективу. Один из эффективных путей развития кадрового потенциала – целевая контрактная подготовка. В этом году подали документы на поступление на основе целевой контрактной подготовки в городские педагогические вузы 86 выпускников школ. Наиболее востребованные предметы: английский язык, история, психология, информатика, русский язык. Вместе с тем из года в год по некоторым специальностям нет нужного количества кандидатов на целевую контрактную подготовку, необходимую для восполнения потребности в учителях музыки, изо, технологии, дошкольного образования, поэтому необходимо вести работу с учащимися, чтобы заинтересовать их для поступления в вузы на этих условиях и подготовки учителей по дисциплинам, требующимся в конкретном учебном заведении. Причем нужно не только направить выпускника в вуз, но и вести его в течение всех пяти лет обучения, так как через пять лет он станет специалистом и будет искать свой путь профессионального становления. От успеха этой работы будет во многом зависеть будущее столичного образования, развитие всего нашего общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте