В Департаменте образования под председательством заместителя начальника управления дошкольного и общего образования Марии Цапенко прошло совещание, в котором приняли участие заведующие ДОУ – ресурсными центрами и директора педагогических колледжей. В развитие тех предложений, которые были высказаны на этой встрече, педагогический колледж №6 провел конференцию «Современные подходы к подготовке практико-ориентированного специалиста для системы дошкольного образования». В рамках конференции прошли пленарное заседание и семь мастер-классов.
Олег РУДОЙ, директор педагогического колледжа №6:
– В живописном историческом районе Дорогомилово, рядом с Поклонной горой, вот уже 45 лет располагается педагогический колледж №6. За 45-летнюю историю в развитии учебного заведения произошли большие изменения. Педагогический коллектив постоянно стремится внедрять в практику своей работы все новое и передовое для системы подготовки педагогических кадров. К единственному на момент открытия отделению дошкольного воспитания присоединились новые специальности: «преподавание в начальных классах», «организация воспитательной деятельности», «история», «информатика».
Освоить профессию педагога и воспитателя студентам помогает квалифицированный педагогический состав: 4 доктора наук, 14 кандидатов наук, 7 аспирантов; 70% преподавателей высшей квалификационной категории, среди них З.Сахабиев и В.Елизаров – заслуженные работники культуры РФ, И.Гороховский – заслуженный работник физической культуры, В.Михасев и В.Лысова – заслуженные учителя РФ, а также другие преподаватели, известные среди работников среднего профессионального образования как на городском, так и на федеральном уровнях.
За годы своего существования учебное заведение подготовило более 10 тысяч специалистов, большинство из которых посвятило себя делу воспитания и образования подрастающего поколения. Многие выпускники педагогического колледжа №6 возвратились в родные стены в качестве педагогов.
Колледж имеет широкие деловые контакты с образовательными учреждениями города, в том числе с высшими учебными заведениями (колледж входит в состав университетского научно-образовательного округа, созданного на базе Московского городского педагогического университета), лабораториями, НИИ, с зарубежными партнерами.
Наталья МИХАЙЛОВА, заведующая лабораторией НИИРПО, научный руководитель ГЭП второго уровня на базе педагогических колледжей:
– В 2009 году приказом Департамента образования на базе педагогического колледжа №6 была открыта сетевая ГЭП второго уровня: «Проектирование многоотраслевого ресурсного центра для подготовки специалистов по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», позволяющая развивать практико-ориентированное педагогическое образование, обеспечивать подготовку студентов педколледжа и других категорий обучающихся к профессиональной деятельности по воспитанию ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а педагогическому колледжу – занять свою нишу в цепочке непрерывного профессионального образования. Суть проекта заключается в разработке модулей дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования и позволяющих сформировать готовность к определенному виду педагогической деятельности, используя весь арсенал психологических, педагогических, игровых и технологических средств, предлагаемых на потребительском рынке для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Актуальной проблемой в условиях резкого сокращения выпускников 9-го класса школы, поступающих в колледжи, стало обучение взрослого населения, то есть подготовка и переподготовка незанятого населения, так как сегодня на рынке требуются гувернеры, организаторы воспитательной деятельности, педагоги допобразования, семейные воспитатели. У большинства нанимателей специалистов для воспитания детей в семье, к сожалению, бытует мнение, что с ребенком достаточно погулять, накормить, поиграть, что это может делать любая женщина. Но педагоги знают, как возросло в настоящее время значение воспитания и развития детей дошкольного возраста, от которого зависит успешность обучения в школе и в жизни в целом. А многие семьи с удовольствием взяли в семью не просто няню, а специалиста, владеющего технологиями воспитания в той области, в которой они хотели бы развивать ребенка (кого-то интересует спорт, кого-то – туризм и закаливание, кого-то – музыка, рисование или танцы, а кому-то нужен специалист, способный работать с ребенком-инвалидом). Именно колледжи могли бы взять на себя подготовку таких специалистов с учетом потребностей рынка труда.
Для педагогических колледжей открывается реальная перспектива повышения квалификации воспитателей, учителей, педагогов допобразования, работников интернатов, детских домов, воспитателей группы продленного дня, работников системы повышения квалификации управления образования, педагогов-психологов, логопедов. Востребованной образовательной услугой могут стать консультации, занятия, семинары, «круглые столы» по вопросам раннего детства, дошкольного детства, предшкольного образования для родителей и детей. На потребительском рынке города мы видим огромное количество развивающих центров, развивающих игр и игрушек, психологических и психолого-педагогических технологий, позволяющих эффективно воспитывать и развивать детей, но есть и чистая профанация, а то и услуги, оказывающие вред. Программы начальной школы смещены на дошкольное воспитание, повышены требования к интеллектуальному развитию детей, но прием на работу в развивающие центры также часто проводится без должной профессиональной подготовки. Именно колледжи могут стать источником объективной информации для родителей. В свою очередь модульно-компетентностные технологии позволят колледжам повышать профессиональную компетентность специалистов системы дошкольного образования. У нас есть программы повышения квалификации для работников детских садов по различным направлениям работы с детьми дошкольного возраста, которые уже лицензированы или готовятся к лицензированию в педагогических колледжах. И хотя они сделаны по традиционной структуре, в колледжах ведутся разработки модульных программ, основанных на инновационных технологиях дошкольного образования. Например, несколько педагогических колледжей подготовили к лицензированию программу подготовки няни с присвоением первого уровня квалификации, предлагая считать эту программу единым базовым профессиональным модулем для педагогических колледжей.
Включение колледжа сферы услуг №32 в сетевую площадку второго уровня позволило предоставить программы по таким модулям, как детское питание, диетическое питание, лечебное питание, для повышения квалификации работников детских садов, обучения незанятого населения, а также родителей детей дошкольного возраста. Колледж имеет самое современное оборудование и квалифицированных педагогов, которые предлагают создать на сайте колледжа форум для мам по проблемам детского питания и оказывать консультативные услуги.
Наталья ВОРОБЬЕВА, заместитель директора по экспериментальной работе педагогического колледжа №6:
– Сегодня актуальна подготовка воспитателей для работы с детьми раннего возраста. Включаясь в программу Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках сотрудничества с ресурсным Центром «Мой садик – дома», наши специалисты проводят курсы повышения квалификации для воспитателей семейных детских садов. В результате семейные воспитатели знакомятся не только с содержанием новейших достижений в области раннего развития детей, но и с методиками раннего и пренатального воспитания и развития, приобретают умения видеть перспективу развития каждого ребенка, самостоятельно отбирать, анализировать игрушки и игровые технологии.
Нынче в детских магазинах продают множество развивающих игрушек, конструкторов. Родители покупают их детям в неограниченном количестве, но как в них играть, зачастую не знают. Мы проанализировали ситуацию, оказалось, что родители и педагоги используют потенциал развивающих игрушек, лего-конструкторов только на 20%. Вместе с тем спектр их возможностей очень широк. Это и развитие мелкой моторики, и развитие творческого воображения, речи ребенка, развитие пространственного мышления и проектной деятельности, это умение выстраивать, планировать и контролировать свою деятельность.
Спектр применения развивающих игрушек огромен. Наряду с традиционными бумажными играми и пособиями появляются интерактивные развивающие игры, все большей популярностью пользуются игры на интерактивных досках, которые уже есть в некоторых дошкольных образовательных учреждениях. Однако воспитатели зачастую не знают, как пользоваться интерактивными досками, обучающих программ для работы с дошкольниками практически не существует. Поэтому сейчас колледж совместно с ресурсным центром «Маленькие гении» и с Институтом дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета под руководством Вераксы Николая Евгеньевича ведет работу по созданию таких программ для дошкольников. Наши студенты самостоятельно разрабатывают такие развивающие игры на практикуме по игровой деятельности, по методике математического развития детей, педагогике, психологии. Уже разработаны игры по коммуникативным умениям и навыкам дошкольников, по формированию пространственных отношений, формы, величины, развитию воображения, памяти, внимания, мышления дошкольника. Эта работа очень сложна, поэтому она ведется малыми группами. В некоторых базовых школах мы уже пробуем вводить такие игры, но для младших школьников. Студенты готовы апробировать эти игры на практике в детских садах. Первые результаты такой работы вскоре будут представлены на сайте педагогического колледжа и на компакт-дисках.
Мы планируем очень тесное сотрудничество с ресурсным центром «Маленькие гении» по интеллектуальному развитию дошкольников. Наши студенты включаются и в проектную деятельность, и в деятельность физической лаборатории детского сада.
Казалось бы, что может быть проще игры в куклы? В дошкольных образовательных учреждениях, в начальной школе всегда использовались куклы (бибабо, пальчиковые) для досуговой деятельности детей и в обучении. Но, как выяснилось, сейчас разрабатываются целые технологии, целые школы работы с куклами. Это «Кукляндия», кукольная игровая терапия, психологический кукольный театр и так далее. Да и самих кукол тоже очень много: штоковая кукла (кукла на палочке), кукла-марионетка, ростовая кукла, кукла-варежка, платковая кукла, кукла-прыгунок и множество других кукол. С каждым видом кукол существует своя технология работы. Танец и психогимнастика, куклотерапия, дизайнеры-умельцы, волшебный язык и сценическая речь, создание необыкновенных интерактивных сказочных спектаклей – все это можно делать с помощью кукол.
Особое место в современной образовательной системе занимает игровая терапия, которую могут использовать родители, педагоги, детские психологи, социальные работники для индивидуальной и групповой работы с поведением детей, для обогащения игрового опыта в условиях семейного воспитания ребенка. Элементы игротерапии можно использовать в дошкольном образовательном учреждении или коррекционных группах, в учреждениях дополнительного образования.
Формирование готовности студентов к работе в образовательных учреждениях в новом режиме, в условиях конкуренции начинается с формирования готовности педагогов работать в новом режиме и по новым технологиям. На базе колледжа проходят обучающие семинары, курсы по таким направлениям, как сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, тематические семинары с авторами различных школ развивающего обучения и воспитания. Владея таким багажом современных технологий, преподаватели имеют возможность обучать этому и студентов, и воспитателей, и родителей. В комнате сенсорной интеграции проводятся занятия со студентами, родителями, с учителями и воспитателями по сказкотерапии, технологиям работы с куклами.
Задача педагогического коллектива – аккумулировать все новшества, которые появляются на рынке образовательных услуг, изучать их, сравнивать и предлагать студентам, педагогам наиболее прогрессивные. Как оказалось, школ сказкотерапии существует много. Изучение различных школ сказкотерапии мы начали с одной из прогрессивных технологий, авторской мастерской Зинченко-Евстигнеевой и Грабенко. Мы заключили договор о сотрудничестве со Школой игровых технологий и Институтом практической психологии «Иматон». Уже сейчас мы проводим курсы повышения квалификации для воспитателей, педагогов дополнительного образования, нянь и гувернеров по теме «Применение интерактивных технологий в работе с детьми». В этот курс вошли такие направления, как игропрактикум, технология работы с песком в детском саду, арттерапевтические технологии работы с детьми, интерактивные технологии работы со сказкой. Совершенно новое направление, которое сейчас развивается в колледже, – это «Сказки тела». Эту технологию мы привезли с Международного семинара в Австрии, где обучались несколько наших преподавателей. Ведь очень важно научить детей слышать не только свою речь, но и свое тело, свои эмоции. Иногда некоторые дети, особенно когда им приходится выступать, чувствуют себя зажатыми, неуклюжими, отсюда возникает чувство стеснения, мышечная зажатость, сдержанность эмоций. Эти техники смогут научить не только детей, но и взрослых почувствовать всю красоту, плавность, пластичность своих движений, которые выдают секреты их подсознания. Это телесно-ориентированные технологии, которые в комбинации со сказками, психогимнастикой, кукольным театром дают отличный эффект в гармонизации эмоционального мира ребенка. Элементы этих методик может использовать и воспитатель детского сада, а также родители, давая ребенку неоценимый опыт взаимодействия со своим внутренним миром. Сейчас мы работаем над созданием модуля дополнительного образования по этой методике. Все новые технологии мы обязательно включаем в программу работы со студентами, для того чтобы они ориентировались во всем многообразии современных методик работы с дошкольниками. Студенты с большим интересом обучаются этим методикам на занятиях по психологии, коррекционной педагогике.
Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Для организации занятий с песком необходимы водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция миниатюрных фигурок. Спектр применения методов песочной терапии огромен. Она используется в работе со здоровыми детьми, с детьми, имеющими нарушение речи и опорно-двигательного аппарата, с детьми раннего возраста с детьми, имеющими проблемы в развитии, в борьбе со страхами и агрессией, широко применяется песочная терапия и в работе со взрослыми людьми. Оказалось, любое занятие в детском саду можно провести с помощью песка и оно будет очень эффективно, поскольку ребенок лучше познает окружающий мир тогда, когда он сам включается в процесс познания этого мира. Элементы занятий с песком мы продемонстрировали в ресурсном центре «Все лучшее – детям», где есть Центр игровой поддержи ребенка, куда приходят дети от 1 года до 3 лет вместе со своими родителями и педагоги проводят с ними занятия по изобразительной деятельности, музыкальному развитию, физкультуре. Если раньше воспитание ребенка этого возраста шло традиционно, то сейчас появилось множество подходов, технологий по воспитанию ребенка раннего возраста. Наши студенты подготовили сказочный театр на песке, используя элементы песочной терапии. Малыши вместе с мамами с удовольствием были участниками сказочного спектакля. Разыгрывались сказки на песке «Колобок» и «Репка». Вначале малыши искали своих персонажей в песке, а затем вместе со взрослыми обыгрывали эти роли. Песочную терапию можно рассматривать как среду для создания сказок и мифов, как посредника в установлении контакта с ребенком. Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребенок чувствует себя настоящим волшебником, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс плохого художника, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого, а сказочная инструкция, наделяющая ребенка ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Родителей никто не учит правильно выбирать тот или иной подход, ту или иную игрушку для ребенка. А ведь игрушечная индустрия работает не всегда со знаком плюс. Есть игрушки, которые негативно воздействуют на ребенка. Мы заключили договор с ресурсным центром «Все лучшее – детям» и будем обмениваться новейшими достижениями в области развития и воспитания детей раннего возраста, намечено сотрудничество по сети «Интернет», через сайт педагогического колледжа в рамках организации консультаций, «круглых столов» для родителей.
Саму технологию работы с песком мы будем демонстрировать на городской эстафете педагогического мастерства, которая в марте будет проходить в ресурсном центре «Все лучшее – детям». Эти технологии включены также в программы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы воспитания и развития ребенка раннего возраста», а также «интерактивные технологии воспитания и развития детей».
Еще один модуль дополнительного образования, который уже разработан и применяется в работе со студентами, на семинарах и курсах повышения квалификации, – арттерапевтические методы в образовании. Преподаватели колледжа прошли курсовую подготовку у ведущих специалистов в этой области, уже разработаны программы использования артметодик в профессиональной подготовке воспитателей и учителей на занятиях по педагогическому мастерству, успешно проводятся семинары и курсы повышения квалификации для воспитателей по программам дополнительного образования. На занятиях по арт-терапевтическим методикам не надо уметь рисовать, здесь обучают рисовать свои чувства, переживания, с помощью коллективных рисунков, коллажей идет работа по групповому сплочению, открывается удивительный внутренний мир человека. Рисунок, музыка, танец помогают раскрыть внутренний мир ребенка, эмоцональный мир переживаний. Воспитатели и учителя, которые уже прошли у нас семинары по артметодикам, с удовольствием применяют их в своей работе. Не все люди рождаются художниками, иногда занятия по рисованию и в детском саду, а особенно уроки рисования в школе, не становятся любимым делом, так как у детей не всегда получаются красивые рисунки. С помощью же современных арттерапевтических методик ребенок совершает удивительные открытия цвета, формы, развивается мелкая моторика руки. Арттерапевтические методики очень хорошо использовать и при постановках детских спектаклей, и в досуговой деятельности.
В нашем колледже на выставке есть куклы, сделанные руками студентов. Это очень сложная техника, которую осваивают не только наши студенты, но и воспитатели детских садов, и даже наши преподаватели. Для изготовления кукол используются современные материалы – фимо и пластик. Как здорово, когда воспитатель своими руками делает такие великолепные изделия и использует их потом в своей работе. Издревле изготовление кукол, поделок своими руками считалось любимым занятием не только детей, но и взрослых. К сожалению, эти традиции в настоящее время уходят, а ведь изготовление поделок воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность. То, что сделано своими руками, вызывает другое отношение у детей, но изготовление изделий совместно со взрослыми (мамой, папой), к сожалению, – уже утраченная традиция. Обучая не только детей и воспитателей, но и мам изготовлению поделок, кукол, бисероплетению, мы понимаем, сколько прекрасных вечеров они смогут провести с детьми, как сделанные вместе с детьми изделия можно потом подарить внукам.
В колледже в настоящее время проходит работа по обучению студентов, воспитателей, родителей работе с различными материалами (глиной, фимо, пластиком, гипсом) для последующей работы с детьми. Эти техники достаточно сложные, поэтому требуют обучения в малых группах. Сейчас намечается интересное сотрудничество с ресурсным центром «Маленькие гении» по организации работы по изготовлению изделий из глины, гипса и других материалов с детьми, а потом дети будут включать свои поделки в собственные игры.
Современному педагогу-воспитателю время предъявляет новые требования, он должен уметь пользоваться новейшими техническими, мультимедийными, информационно-коммуникативными технологиями. В современной методической работе используется электронная база данных, умение пользоваться сетями, работать на сайтах. Это огромный пласт, который мы собираемся разрабатывать. Современная фото- и видеосъемка настолько сложна, что самому освоить ее, даже на любительском уровне, уже сложно. Тем более что съемка детей имеет свою специфику. Будущий воспитатель может использовать технические средства для популяризации инноваций для родителей, создания методической фильмотеки. Это уже новый уровень, и мы это можем рассматривать как профессиональный компонент. С другой стороны, многие взрослые люди, в том числе родители, хотели бы сохранить историю развития ребенка. Поэтому есть модуль, который мы предлагаем и родителям, и воспитателям: одним – создать историю своей семьи, другим – реализовать новые подходы своей профессиональной деятельности, грамотно используя ресурсы цифровых средств. Кроме того, в некоторых детских садах уже есть свои фотостудии, в которых можно обучать искусству фото- и видеосъемки детей. Важно, чтобы там работали профессионалы.
Совместно с ЗАО колледж участвовал в пилотном проекте по применению здоровьесберегающей ИКТ «БОС-Здоровье» в системе общего образования Москвы. В колледже постоянно проходят курсы повышения квалификации и семинары по применению технологий БОС в системе образования. В 2009 году прошли обучение более 250 человек. Наших студентов мы обучаем технологии работы с БОСами не только на тренажерах «БОС-здоровье», но и на опорно-двигательных, психоэмоциональных, логотерапевтических тренажерах. В ближайшее время мы поставим несколько тренажеров «БОС-здоровье» в ресурсный центр «Маленькие гении», специалисты которого уже прошли обучение у нас на курсах повышения квалификации. Они вместе с нашими студентами будут разрабатывать новые подходы к применению «БОС-здоровье» в ДОУ.
У системы педобразования есть все возможности для внедрения в ДОУ самых новейших технологий воспитания и развития детей, каждый студент, каждый воспитатель, каждый родитель может не только научиться, но и применить свои способности и таланты для воспитания и образования будущего поколения.
Комментарии