Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Мой профессиональный выбор

Кадры дальнего действия

Дата: 08 сентября 2020, 00:00
Автор:

Возрождение педагогических классов

Биологи утверждают, что в современном человеческом обществе нет ни одного механизма, который бы, подобно естественному отбору, способствовал сохранению и закреплению таких качеств личности, как гуманизм, доброта, альтруизм. Но мы продолжаем фанатично верить в победу доброго начала. Верим, что впереди светлое будущее, что грядущее поколение будет умнее, честнее нас. Но это поколение нужно именно таким воспитать, а для этого необходимы соответствующие педагогические кадры, которые нам надо формировать сегодня, а точнее, еще вчера.

Идеи о том, что педагогика – это призвание, что людей, готовых посвятить себя этой профессии, надо выявлять как можно раньше и поддерживать, долгое время не находили должной поддержки. Все начинания в этой области успешно засыхали на корню.
Еще в середине XIX века в Омске более 30 лет существовал педагогический класс женской гимназии, руководимый выдающимся педагогом К.В.Ельницким. Данной проблемой активно занимался К.Д.Ушинский, который разработал «Программу по педагогике для специальных классов женских учебных заведений». Надо сказать, что в то время вопрос этот рассматривался в контексте развития среднего женского образования, наверное, отсюда и берет свое начало процесс отторжения мужчин от профессии педагога. Возрождение педагогических классов в средних общеобразовательных школах началось в 1979 г. Вначале таких школ было только четыре, но их число неуклонно росло. К середине 90‑х нехватка педагогических кадров была просто катастрофической. В 1999 г. педагогические классы были открыты в 64 школах города. Многие школы получили аккредитацию при педагогических вузах, и еще до введения ЕГЭ выпускные экзамены в этих школах являлись одновременно вступительными в педагогический вуз. Конечно, государство решало кадровую проблему школ и другими методами, но и педагогические классы внесли свой ощутимый вклад.
С введением ЕГЭ педагогические классы постепенно сошли на нет и практически исчезли из перечней профилей школ. Кадровый вопрос, казалось, был решен.
Как оказалось, именно казалось. Не прошло и 10 лет, как опять заговорили о нехватке учителей. И это несмотря на такие экстраординарные меры, как разрешение работать учителями студентам и вообще любому желающему, имеющему хотя бы какое-то образование выше среднего. И снова начали возрождаться педагогические классы.
Проект «Новый педагогический класс в московской школе» был инициирован в 2016 году (до 1 сентября 2018 года проект носил название «Социально-психологический класс») Московским городским педагогическим университетом. В его рамках участники проектировали образовательную деятельность и апробировали различные формы работы с учетом требования времени, образовательных запросов обучающихся и родителей, возможностей образовательных организаций.
27 мая 2019 года проект «Новый педагогический класс в московской школе» включен в перечень проектов предпрофессионального образования Департамента образования и науки города Москвы в пилотном режиме.
Образовательные программы новых педагогических классов ориентированы на формирование педагогических компетенций с использованием инструментов психологии, педагогики и социологии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы и включают:
– профильный уровень изучения учебных предметов гуманитарного цикла (русский язык, обществознание);
– курсы по выбору (психология общения, риторика, социальное проектирование);
– социальную практику в школе, приютах, организациях дополнительного образования, учреждениях культуры;
– исследовательскую и проектную деятельность социокультурной направленности;
– школьные и сетевые образовательные события, в том числе предпрофессиональную олимпиаду «Умения XXI века», городскую научно-практическую конференцию «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности», совместные занятия со студентами МГПУ, мастер-классы, лекции, встречи.
Обучение в новых педагогических классах предоставляет обучающимся новые возможности:
– приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности;
– развивать навыки социального проектирования;
– развивать коммуникацию и сотрудничество с обучающимися других образовательных организаций Москвы, как с ровесниками, так и с детьми иных возрастов, с представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов.
В Москве школ с такими классами 15. В 2019-2020 учебном году участниками проекта должны были стать еще 32 школы, а 20 школ – кандидатами на участие в проекте. Но вирус внес свои коррективы. Это даже не капля в море.
Кроме того, на мой взгляд, среди целей и задач, определенных этим классам, не нашла своего отражения ранняя профессиональная ориентация школьников на педагогические профессии, сформулированная еще Ушинским.
Желание стать педагогом совершенно естественным путем возникает еще у ребенка дошкольного возраста. Во что играют дети 5-7 лет? В школу!
Стремление опекать, обучать и воспитывать младших ясно проявляется и у учеников 1-6‑х классов. Его вполне можно развивать и закреплять через шефскую работу в детских садиках, что теперь в рамках созданных объединений сделать несложно.
Но даже и это не главное. Для того чтобы количество желающих поступить в эти классы стало значимым, необходима государственная программа поднятия престижа профессии учителя, и дело тут не только в зарплате. Многие десятилетия не появлялось ни одного произведения искусства, в котором профессия учителя выглядела бы достойно и привлекательно. Последними, пожалуй, были, фильмы «Доживем до понедельника» 1968 г. и «Большая перемена» 1973 г. А ведь даже Лев Толстой не считал для себя зазорным разрабатывать дидактические материалы для школы.
Педагогика – наука дальнего действия (иногда очень дальнего), то, что мы закладываем сегодня, скажется лишь при обучении и воспитании еще не родившегося поколения. Увидеть нам этого не удастся, но хочется верить, что грядущие поколения будут лучше нас.
Только делать все для этого нужно уже сегодня, если не вчера.

Елена ТИТОВА,
учитель физики школы №937
имени Героя РФ А.В.Перова


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt