search
Топ 10

Качество образования – это не только содержание программ

Денис ГИЗАТУЛИН, ведущий специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Действия профсоюза не должны быть лишь реакцией на происходящие реформы. У нас же не сформировалось общее корпоративное отношение к проводимым преобразованиям, к месту профсоюзных организаций различного уровня в Болонском процессе, поэтому и отсутствует четкий план действий, который был бы понятен и принят всеми членами профсоюза. Не используется в должной мере высокая квалификация членов нашего профсоюза, а их исключительные профессиональные навыки должны быть востребованы. Примером позитивного движения в данном направлении стало включение профсоюза в процесс контроля качества высшего профессионального образования – независимой общественно-профессиональной аккредитации, которая стала одной из ключевых позиций Болонского процесса. Очевидно, что термин «качество образования» предполагает не только содержание образовательных программ, качество преподавания дисциплин, но и те факторы, которые прямо или косвенно можно отнести к социальной сфере. Профсоюзная организация Ижевского государственного технического университета совместно с Ассоциацией «Ижевский университетский комплекс» создала автономную некоммерческую организацию «Агентство по общественно-профессиональной аттестации и аккредитации образовательных программ, учреждений и организаций профессионального образования». Участие профсоюза в работе такого агентства может и должно стать существенным фактором влияния на администрации вузов с целью повышения уровня социальной защиты работников и обучающихся, введения в качестве аккредитационных показателей уровня социальной поддержки и защиты преподавателей и студентов.

Опросы и анкетирования различных категорий населения показывают, что информированность общества о положениях и реформах, связанных с реализацией на территории России Болонского процесса, низкая и недостаточная. Но проблема состоит не столько в отсутствии информации, сколько в отсутствии интереса к данным преобразованиям. Люди, непосредственно связанные с высшим образованием, а тем более простые обыватели, не воспринимают происходящие реформы как что-то, касающееся их непосредственно. Я думаю, что роль профсоюзных организаций должна состоять в создании адекватного информационного поля по вопросам Болонского процесса, в привязке изменений, происходящих в стране, к жизни конкретных людей. При грамотной проработке этот ресурс может стать исключительным, заняв эту нишу, мы сможем влиять на общественное мнение, а, следовательно, оказывать значительное влияние на проведение реформ, отстаивая свои профессиональные интересы.

Сегодня уже выделяются средства на повышение квалификации, но учредитель, видимо, для экономии бюджетных средств определяет конкретный перечень центров, причем в большинстве случаев в рамках своего региона, где будет проходить повышение квалификации профессорско-преподавательский состав вузов. Отрицательная черта этого процесса регионализации – закрытость, ограниченность областных и республиканских образовательных сообществ. Многие научные школы, которые представлены исключительно в отдельных регионах, стали уникальными. Академическое общение в рамках повышения квалификации крайне важно для развития науки в целом, укрепления связи между научными школами России. При продолжении процесса повышения квалификации по образцу, предложенному Минобрнауки РФ, мы будем иметь не действенный инструмент повышения качества образования, а разновидность «академического туризма» в рамках отдельно взятого региона. Без сомнения, повышение квалификации необходимо проводить на базе ведущих российских вузов. Традиционно сложилась ситуация, при которой ведущие вузы возглавляют учебно-методические объединения по отдельным специальностям, но лидеры в отдельных областях научного знания меняются очень быстро. Показателем этого стало определение 17 вузов-победителей в рамках национального проекта «Образование». Именно профессиональные сообщества, объединенные в рамках профсоюзных организаций, могут оперативно представлять объективную точку зрения по данным вопросам, так как администрация вуза не всегда может внятно выразить свою позицию в силу подчиненности и зависимости от учредителя.

Профсоюз не выступает против возможности профессорско-преподавательского состава расширять горизонты, перемещаясь по стране и за рубежом. Но мы должны ставить вопросы: «Сможем ли мы добиться адекватной оценки труда наших преподавателей за границей или оставим их профессорами второго сорта?», «За счет каких источников должна финансироваться их академическая мобильность?», «Какие государственные программы поддержки мобильности нам необходимы?». Мы должны быть готовы к обсуждению вопросов оплаты труда преподавателей в новых условиях. Рост административной, методической и научной составляющих в структуре рабочего времени преподавателя должен сопровождаться ростом зарплаты, изменением содержания трудового договора. Это особенно актуально в преддверии разработки образовательных стандартов третьего поколения. Мы должны признать, что работниками вузов воспользовались при разработке стандартов второго поколения, программ подготовки бакалавров и магистров, огромная работа была проделана без соответствующей оплаты. Сегодня обсуждается вопрос о переходе на отраслевую систему оплаты труда, и позиция профсоюза остается жесткой: дальнейшие разговоры о структуре отраслевой системы возможны только при условии увеличения общего фонда оплаты труда.

Вуз в современных условиях должен иметь четкую цель, проработанные тактику и стратегию развития, для этого необходимо конструктивное взаимодействие администрации и коллектива. Совместные планы должны обсуждаться, приниматься и выполняться, при этом рабочим документом должен стать коллективный договор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту