С каждым годом работ, присылаемых на конкурс «Сто друзей», становится все больше – и это замечательно! С радостью узнаю имена постоянных авторов и названия образовательных учреждений, педагоги которых регулярно присылают свои методические разработки в «Учительскую газету». Например, участница прежних конкурсов Ольга Аркадьевна Швец из профессионального лицея №31 г. Узловая Тульской области в этом году прислала сценарий урока «Размещение станционных светофоров». Все элементы занятия продуманы и работают на общий результат, даже отметки за ответы выставляются сигналами светофоров. Уверена, что после такого занятия никто из студентов не перепутает маршрутный светофор с выходным. Традиционно активны преподаватели Троицкого педагогического колледжа: Татьяна Юрьевна Угринова описала кейс как метод интерактивного обучения, а Татьяна Михайловна Побережная прислала серию из трех сценариев занятий по педагогике.
Елена ЗАЧЕСОВА, зав. сектором научно-методического обеспечения взаимодействия системы профессионального образования и общественно-профессиональных объединений Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования
Новые участники конкурса тоже выступают сплоченными коллективами: Алтайский государственный колледж представляют трое преподавателей, столько же – Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж и еще столько же – Томь-Усинский горноэнерготранспортный колледж (город Мыски Кемеровской области) и его новокузнецкий филиал. Однако образовательным учреждениям совершенно не обязательно соревноваться в численности участников и присланных работ, поскольку качество методических разработок не всегда пропорционально их количеству.
Хотелось, чтобы оформлению уделялось больше внимания, поскольку не всегда указаны номинации конкурсных работ, полные имя и отчество или место работы автора. Конечно, во всем можно найти плюс – разыскивая эти сведения, я посещала сайты образовательных учреждений и с большим интересом знакомилась с жизнью колледжей, техникумов и профессиональных лицеев.
Приятно видеть, как широко распространились образовательные технологии. Наталья Николаевна Киселева из Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий в проекте «Центр оценки компетенций студента» важное место отвела портфолио. Эту же технологию применяет Юлия Владимировна Зимина из Новокузнецкого экономико-отраслевого колледжа, а ее тезка из Барнаула – Юлия Владимировна Зайцева – использует элементы технологии РКМЧП.
Однако самое удачное практическое применение образовательной технологии нашли в Киземской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Тамара Григорьевна Копылова и Валентина Борисовна Исакова прислали на конкурс авторскую программу «Вязание» для 4-9-х классов специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Метод проектов в своем классическом виде как нельзя лучше способствует формированию специальной коррекционно-образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель – трудовая адаптация, подготовка учеников к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности в современных социально-экономических условиях. При этом решаются задачи социально-бытовой адаптации детей с недостатком интеллекта. Ученики в школьных мастерских выполняют реальные заказы и получают вознаграждение за свой труд: за 5 лет они заработали 62108 рублей. Этих денег хватает не только на приобретение оборудования и материалов, но и на зарплату воспитанникам.
Тесно связана с будущей профессиональной деятельностью и программа социально-психологической предпрофильной подготовки учащихся, представленная педагогами Яровского детского дома (Алтайский край). Ирина Викторовна Шумейко и Наталья Владимировна Захарюта комплексно подошли к решению сложной психолого-педагогической проблемы выбора жизненного пути. Ценность предлагаемой модульной программы в том, что она может быть использована для профориентации учащихся старших классов как целиком, так и поэлементно. Кроме того, в ней широко применяются активные и интерактивные формы организации и проведения занятий.
Каждый год на конкурс «Сто друзей» приходят сотни работ со всей страны, и среди них все больше писем от преподавателей из сферы профессионального образования. Надеюсь, эта положительная тенденция не только сохранится, но и усилится. Хотелось бы увидеть среди работ, присланных на следующий конкурс «Сто друзей», методические материалы, посвященные внедрению нового поколения Федеральных образовательных стандартов профессионального образования. Всем преподавателям системы начального и среднего профессионального образования желаю: «Ни пуха, ни пера!» И приглашаю принять участие в нашем состязании.
Комментарии