Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новый подход

К открытиям готовы

Настоящая наука в дошкольных группах? Легко!
УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

«Инженерный класс», «Медицинский класс», «IT-класс в московской школе», «Курчатовский класс»… Основная задача этих проектов – формирование у учеников умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии, а также получение комплексных знаний в востребованных на сегодняшний день областях: в науке, технике и цифровизации. И в нашей школе №354 имени Д.М.Карбышева видно, с каким увлечением дети в таких проектах участвуют.

Педагоги дошкольных групп, анализируя успешный опыт нашей школы в реализации общегородских проектов, серьезно задумались о том, как можно обеспечить интеграцию дошкольников комплекса в общую работу школы по направлению предпрофессионального образования и как в связи с этим реализовать новое смысловое направление в преемственности дошкольного и школьного звена. Этот вопрос весьма актуален, ведь именно в дошкольном возрасте ребенок обладает высоким уровнем активности и любознательности, он готов к получению новых знаний в различных областях, к свершениям и открытиям. Считаем, что интеграция дошкольников в школьные образовательные проекты позволит детям, еще находясь в стенах дошкольного отделения, получить элементарные и востребованные знания по актуальным темам, окажет содействие в развитии их познавательной активности и в определении круга личных интересов, поможет стать успешными в обучении по ряду дисциплин в школе, а также позволит быть востребованными в будущем.

Для решения этой задачи педагоги дошкольного отделения определили образовательные направления, которые можно реализовать с детьми дошкольного возраста и которые в свою очередь будут коррелироваться с основными образовательными направлениями и проектами, реализуемыми в школе.

Определены следующие образовательные направления, на которых был сделан акцент в реализации с дошкольниками:
– «Основы науки и естествознания» – интегрируется с рядом изучаемых в школе предметов, с углубленным изучением биологии и образовательным проектом «Медицинский класс в московской школе»;
– «Формирование элементарных математических представлений» является неизменным и обязательным компонентом программ дошкольного образования, интегрируется со школьными дисциплинами точных наук, образовательными проектами «Инженерный класс в московской школе», «Курчатовский проект»;
– «Технология и инженерия» – интеграция с образовательными проектами «Инженерный класс в московской школе», «Курчатовский проект».
В рамках направления «Основы науки и естествознания» дети получают элементарные научные знания в нескольких научных областях, знакомятся с закономерностями и особенностями окружающего мира, узнают о явлениях природы и взаимосвязи процессов, протекающих в природе, расширяют знания о мире животных, знакомятся с вопросами, касающимися строения человеческого организма и принципами сохранения здоровья. Работа с детьми по данному направлению ведется через опытно-исследовательскую деятельность.

Образовательное направление «Формирование элементарных математических представлений» – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника, раскрывающая детям базовые математические понятия, знакомящая с основными и самыми простыми математическими операциями. Полученные в рамках этого направления работы знания помогают детям сделать первые шаги в мире математики.

«Технология и инженерия» – образовательное направление, позволяющее ознакомить детей с устройством различных предметов, дать элементарные представления и ознакомить с закономерностями инженерного дела, предоставить детям возможность на практике создавать свои технические и инженерные решения.

Для реализации вышеуказанных образовательных направлений педагоги занялись подбором методологического обеспечения. Были взяты за основу разработки известных ученых дошкольного образования по вопросам организации исследовательской и научной деятельности в детском саду (А.И.Савенков, Н.Е.Веракса, Н.А.Рыжова), были изучены материалы, современные идеи ученых и авторов по вопросам математического образования дошкольников. В процессе подбора материалов и методологического обеспечения наш коллектив ознакомился с парциальной образовательной программой «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов Т.В.Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин, которая замечательно подходит в решении поставленных коллективом задач с позиции содержания, форм и методов работы с дошкольниками.

Помимо подбора методологической основы и содержания работы с детьми, педагогический коллектив задумался о создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного отделения, которая будет служить инструментом для реализации общей цели. Для этого педагоги переоборудовали одно из больших помещений детского сада и создали в нем лабораторию познавательного развития. Материально-техническое оснащение лаборатории представлено разнообразием образовательных материалов, позволяющих решать задачи формирования элементарных математических представлений, также в нее успешно интегрирован центр конструирования для воплощения в жизнь детских инженерных идей, у детей появилась возможность проводить научную и опытно-экспериментальную работу с живой и неживой природой. Помещение стало более функциональным за счет использования определенного вида мебели, дидактический и игровой материал новой лаборатории расположен удобно и мобильно, любой предмет находится в свободном доступе для ребенка.

Современным техническим средством в решении образовательных задач познавательного развития является интерактивная песочница – стол, – которая используется нашими педагогами в работе с детьми. Этот инновационный инструмент стал логичным элементом в структуре нашей лаборатории и является современным способом демонстрации учебного материала, способствующим повышению познавательной активности дошкольников.

Созданные условия позволяют проводить образовательные события с детьми интересно, увлекательно и современно.

Наряду с комплексной образовательной работой, проводимой с детьми непосредственно в дошкольных группах, мы активно используем ресурсы школьных подразделений. Наши ребята – постоянные посетители школьного экоцентра, который позволяет решать поставленные образовательные задачи на совершенно новом уровне. В экоцентре ребята имеют возможность наглядно изучать различные виды животных, знакомятся с миром растений в большом школьном цветочном саду. Считаем, что использование инфраструктуры школьных подразделений – это еще один шаг в достижении целей преемственности уровней общего образования.

Сделанные нашими педагогами первые шаги в организации научного и технического образования дошкольников принесли свои результаты:
– успешное изменение развивающей среды дошкольного отделения, которое позволило расширить образовательные возможности и сделать работу с детьми более современной;
– появилась возможность реализации в работе с детьми новых и востребованных образовательных направлений, актуальных в наше время (научных, технических, инженерных);
– работа с детьми в дошкольном отделении идет в одном ключе с образовательными направлениями школы. Появилась возможность включения дошкольников в общую содержательную линию общегородских образовательных проектов.

Наш коллектив будет продолжать начатую работу. Считаем, что научное и техническое образование дошкольников – это не просто вероятно, а реально!

Марина СМЕЛОВА, старший воспитатель школы №354 имени Д.М.Карбышева;
Даниил СЕМИЧЕВ, воспитатель школы №354 имени Д.М.Карбышева


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt