search
Топ 10

К новым звездам. Юные российские астрономы стали триумфаторами международных соревнований

Золотые медали, высшие командные достижения, абсолютное первенство – все это про нашу сборную на Международной астрономической олимпиаде (МАО). Здесь участники из России ежегодно демонстрируют высокие результаты. Помешать этому не в силах никакие препятствия, будь то отсутствие астрономии в школьной программе, или нехватка оборудования, или какие-то досадные случайности. Руководитель национальной сборной на МАО Борис ЭСКИН твердо знает, как вырастить настоящих чемпионов, и готов поделиться с читателями «Учительской газеты» своими профессиональными секретами.

– Борис Борисович, какие медали в копилке нашей сборной в этом году? Это ожидаемый результат или хотелось чего-то большего?- Результат этого года оказался лучше прошлогодних. У нас в этом году неофициальное командное первенство по числу золотых медалей. У нас их три. У наших соперников из Индии их тоже три, но наши ребята получили больше баллов. Кроме того, в нашей команде абсолютные первые места в обеих возрастных группах соревнований – в младшей и старшей. Так что российские медали, по сути, оказались несколько лучше индийских.Кроме того, наша сборная в этом году также завоевала серебряную и бронзовую награды. В итоге получается, что по всем параметрам у нас абсолютное первое место на олимпиаде.К сожалению, одному участнику сборной в этом году не удалось получить награду. Но это проистекает не от незнания дисциплины, а оттого что он не смог правильно распределить свое время: сложные задачи он решил, а короткие уже не успел.- Были ли на олимпиаде этого года какие-то новые для нашей сборной правила или задачи?- На мой взгляд, за 18 лет своего существования Международная астрономическая олимпиада уже обрела свой устойчивый формат, характер проведения. В общем и целом она уже практически не меняется. Изменения можно отследить лишь по тому, какие предлагаются задачи. Мне кажется, в этом году задачи были лучше, чем в прошлом: они были корректнее сформулированы, их было приятнее решать. Уровень задач формально зависит от страны – хозяйки соревнований. Если астрономия здесь находится на высоком уровне, то, конечно, и задачи будут соответствующие. В этом году Литве удалось выдержать высокую планку.- Значит, в этой ситуации почти полной определенности нашей сборной удалось хорошо подготовиться? А некоторые минусы выступления проявились лишь под влиянием обстоятельств?- В целом я могу сказать, что у нас в этот раз весьма сильная команда. Вообще у нас всегда хорошие команды, но в этом году удалось подобрать очень качественный состав участников. Кроме того, в последние годы мы начали уделять больше внимания подготовке к наблюдательному туру. Как вы знаете, МАО проходит в три тура: теоретический, где ребята решают задачи; наблюдательный, где они исследуют небесные явления и тела; практический тур, где также идет решение задач, но уже практического характера. На базе, где проводятся учебно-тренировочные сборы, у нас появилось хорошее оборудование, и, я думаю, это весьма сильно сказалось на наших возможностях.Более подробно мы стали готовить команду и к практическому туру. Ну а насчет теоретического тура можно было не беспокоиться: мы из года в год очень хорошо решаем теоретические задачи.В итоге наши медали говорят о том, что мы хорошо подготовились и, естественно, о том, что базис знаний у ребят тоже был неплохой.- А где они нарабатывают свои начальные знания в астрономии, ведь такого предмета в школьной программе нет?- В сборную преимущественно попадают ребята, которые занимаются астрономией в кружках. В Московской области, в городе Жуковском, есть кружок при гимназии №1, оттуда мы постоянно черпаем таланты. В Саранске несколько лет назад появился замечательный республиканский лицей, где очень активно занимаются астрономией. Достаточно много призеров и победителей астрономических олимпиад из Белгорода. В этом году очень сильного участника подарил Тольятти. Так что можно сказать, что в стране есть регионы, которые поставляют достаточно сильных ребят в нашу сборную.Вообще, на мой взгляд, трудно сказать, хорошо это или плохо, что сегодня в школах нет астрономии. Особенно непростой этот вопрос для тех, кто занимается с олимпиадниками, поскольку подготовка к олимпиаде по любой дисциплине – это прежде всего внеклассная работа. Давать на простых уроках знания такого уровня всем детям невозможно, да и по большому счету не имеет смысла: уровень олимпиадных задач сильно выходит за рамки возможной школьной программы по астрономии. Самое главное, чтобы в школах сохранялся хороший уровень физико-математической подготовки, тогда астрономические знания легко лягут на этот базис.- Борис Борисович, расскажите, какова дальнейшая судьба победителей Международной астрономической олимпиады? Вероятно, участники сборной этого года уже поделились с вами своими планами?- Да, большинство из них уже определились с дальнейшей учебой. Ребята, конечно же, будут поступать в вузы на специальности, связанные с астрономией. Кто-то пойдет в московские университеты, кто-то в петербургские. У участников нашей сборной наиболее популярны МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ и МФТИ. Чуть реже идут в НИЯУ МИФИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана.В основном победители олимпиад стремятся заниматься научной деятельностью, поступают в аспирантуру. Те, кому это не удается, начинают устраиваться по-другому. Кто-то даже пробует себя в бизнесе, но это единицы. Ведь когда мы готовим ребят к олимпиаде, мы делаем упор на научную составляющую этой работы. Мы пытаемся донести до них мысль, что победа на состязаниях такого уровня – это очень хорошо и престижно, но важно в первую очередь быть готовым к дальнейшей учебе.- То есть, судя по списку вузов, ребята преимущественно остаются в России. Не возникает ли у них желания, продемонстрировав знания на международной арене, построить за рубежом и свою карьеру?- Такие примеры есть, и те, кого мы знаем как прославленных зарубежных ученых, на самом деле могут оказаться бывшими олимпиадниками, выращенными системой российского среднего и высшего образования.Есть и примеры, когда ребята сразу уезжают получать высшее образование за рубеж, но это, опять же, единицы. Большинство получают дипломы в России, а вот некоторые уезжают учиться за рубеж уже в аспирантуре, затем у них там складывается неплохая карьера.Если говорить в целом, то мы создали такую систему подготовки по астрономии, что у нас получаются очень дружные команды, и это касается не только сборной России на международных олимпиадах, а вообще всех участников соревнований по астрономии. Этот командный дух играет весьма важную роль и порой, как мы видим, не дает ребятам не то что уезжать за границу, но и просто разлетаться по разным учебным заведениям. Они сразу идут в вузы готовыми коллективами. Например, в этом году в СПбГУ поступили 12 участников астрономических олимпиад. В МГУ порядка 6 человек. По большому счету олимпиада играет роль предварительного отбора поступающих на наше направление в вузы.- Участвуют ли бывшие олимпиадники в подготовке новых сборных?- Конечно. Основной костяк преподавателей у нас на сборах – это те, кто имеет личный олимпиадный опыт. Более того, традиционно ребята, которые оканчивают школу, приезжают к нам на базу в качестве стажеров. Они помогают вести занятия. Это также сплачивает их. Они обладают бесценным опытом участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня и готовы с радостью его передать, чтобы воспитать новое поколение тех, кто будет достойно представлять нашу страну на международных олимпиадах.Комментарий Кирилл ГРИШИН, золотой медалист, абсолютный победитель МАО 2013 года: – Несмотря на то что у меня такие высокие результаты на Международной астрономической олимпиаде, я, по сути, еще обычный школьник. Сейчас учусь в 10-м «А» классе лицея №57 г. Тольятти.Я долго шел к этой победе. Первая мысль о том, что можно серьезно заниматься этой интересной наукой, появилась, наверное, около пяти лет назад. Тогда меня заинтересовали законы и правила, которым подчиняются все небесные тела.На пути к тому уровню знаний в астрономии, который у меня сейчас есть, были разные моменты: что-то казалось очень простым и запоминалось легко, что-то было исключительно сложным, но стоило затраченных на понимание усилий. Но когда у человека есть цель в жизни, всегда будут люди, которые помогут и направят по верному пути. Таким человеком для меня стал мой преподаватель Владимир Васильевич Антонов. Я ему очень благодарен за его усилия, время и знания, переданные мне. Также я хотел бы поблагодарить весь педагогический коллектив лицея №57 г. Тольятти, где созданы все условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся.Международная астрономическая олимпиада этого года показалась мне прежде всего хорошо организованной, слаженной. Я усиленно готовился к соревнованиям сам и после, на учебно-тренировочных сборах, поэтому можно сказать, что я не был удивлен тем уровнем задач, который нам предложили. В целом я доволен своими результатами.Тем, кто еще только задумывается об участии в олимпиадах международного уровня, я бы посоветовал уже накапливать знания и опыт участия в различных соревнованиях. Все это должно постепенно уложиться, стать привычным. Я думаю, что этот опыт пригодится и в дальнейшем вне зависимости от того, с какими жизненными и научными задачами придется столкнуться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте