search
main
0

К нам едет ревизор…. Когда есть основания для внеплановой проверки?

О проведении внеплановой проверки образовательных учреждений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИПИСЬМО от 31 октября 2011 г. №05-3992О проведении внеплановой проверки образовательных учрежденийВ связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по вопросам применения основания проведения внеплановой проверки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает следующее.В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является «нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)». Данное основание является общим для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вне зависимости от предмета контроля (надзора).Проведение внеплановой выездной проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, не требует согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности соответствующих образовательных учреждений или иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (часть 5 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ).В Федеральном законе №294-ФЗ не дается понятие термина «потребитель» для целей применения данного Федерального закона. В связи с этим, по общему правилу, термин «потребитель» используется в значениях, установленных иными законодательными и подзаконными актами.Для целей применения законодательства о защите прав потребителей термин «потребитель» раскрывается в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с нормами которого: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». В части потребителей образовательных услуг значение термина «потребитель» конкретизируется в пункте 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. №505 (далее – Правила): «потребитель» – организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично». Согласно пункту 26 Правил контроль за соблюдением Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области образования и науки, и другие органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции. К таким органам относятся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования.Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования, имеют правовые основания для проведения внеплановой проверки образовательного учреждения, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании обращения граждан о нарушении их прав как потребителей платных образовательных услуг.Кроме законодательства о защите прав потребителей термин «потребитель» используется и в бюджетном законодательстве. Деятельность образовательных учреждений, реализующих образовательные программы за счет средств соответствующих бюджетов, осуществляется как оказание государственных (муниципальных) услуг на основании государственного (муниципального) задания, сформированного и утвержденного таким образовательным учреждениям органами, выполняющими функции и полномочия их учредителей.В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс) государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг».Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование в качестве государственной (муниципальной) услуги за счет средств соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители». Аналогичным образом термин «потребитель» используется в подзаконных актах и рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), в частности, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных Минфином России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2010 г. №СС-П16-7135.Следовательно, в случае получения обращения потребителей государственных (муниципальных) услуг о нарушении их прав органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования, вправе провести внеплановую проверку по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ.Н.Г.ЯРОШЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте