При реализации национального проекта в регионах зачастую возникает масса самых разнообразных вопросов. Ответы на наиболее распространенные из них мы публикуем в рубрике «Консультация».
Выплата вознаграждений за классное руководство
– Взимается ли налог на доходы физических лиц?
– На выплату вознаграждения распространяются действующие нормативные правовые акты в части начисления и взимания налогов. С вознаграждения 1000 рублей взимается налог на доходы физических лиц.
– Входит ли сумма вознаграждения в расчет отпускных и в расчет оплаты по листу временной нетрудоспособности?
– Вознаграждение педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете оплаты за период временной нетрудоспособности, среднего заработка при начислении отпускных и расчете пенсий.
– Выплачивается ли вознаграждение в период отсутствия учителя (например, обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства)?
– Вознаграждение выплачивается за выполнение функций классного руководителя. Субъекты Российской Федерации разрабатывают свои нормативные правовые акты об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты.
– В какие сроки и с какой периодичностью представляется отчетность?
– Отчетность представляется в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №854. (Ежемесячно до 15 числа.)
– Будет ли корректироваться объем субсидий?
– В соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 28 января 2006 г. №ДМ-П44-253 проводится уточнение объемов субсидий субъектам Российской Федерации на выплату вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя. Потребность в дополнительных средствах будет определяться на основании отчетов субъектов Российской Федерации за январь-февраль 2006 года.
– Как будут учитываться районные коэффициенты?
– В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №854, при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Информатизация, автобусы, учебное оборудование
– Планируется ли проведение конкурса на получение компьютерного оборудования?
– В соответствии с уточненными задачами соответствующего направления поставки компьютерного оборудования в рамках ПНПО не планируются.
– Как планируется осуществлять подключение школ к интернету?
– Задача данного направления проекта – подключение к интернету всех школ, не имеющих такого доступа. Конкретный перечень подключаемых ежегодно школ будет устанавливаться по согласованию с субъектами Федерации из расчета примерно 4 тыс. городских и 17 тыс. сельских школ в год в целом по России.
– Как распределяются квоты по поставкам школьных автобусов?
– Вопрос обсуждается. Возможный вариант:
1) количество автобусов, централизованно закупаемых для субъектов Федерации, пропорционально числу сельских школьников;
2) предполагается софинансирование со стороны бюджетов субъектов Федерации в соотношении 1:1 в целом по России. Рассматриваются и иные варианты.
– Как распределяются квоты по поставкам учебного оборудования?
1) поставки оборудования будут производиться в дотационные регионы;
2) распределение средств пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоенной квотой для сельских школьников;
3) стоимость оборудования, направляемого в одну школу, не превышает 450 тыс. руб.;
4) оборудование поставляется в школы, не победившие в конкурсе инновационных школ, но удовлетворяющие критериям участия в нем. В первую очередь – участвовавшие в конкурсе.
– Какие соглашения планируется заключать в связи с поставками автобусов и оборудования?
– В июле-августе 2006 г. будет подготовлено постановление, утверждающее порядок передачи автобусов и оборудования, в котором будут регламентированы необходимые действия и соглашения.
Механизмы проведения общественной экспертизы
– Необходимы ли образцы или методические рекомендации по проведению общественной экспертизы школ?
– Методические рекомендации с подробным описанием возможных вариантов проведения общественной экспертизы подготовлены в виде брошюры и были розданы руководителям региональных орггрупп на совещании 10-11 февраля 2006 г., а также будут прорабатываться на совещании в ходе интерактивной групповой работы.
В рекомендациях в том числе содержатся предложения по организации обучения представителей гражданских институтов, прописаны процедуры работы экспертных организаций.
– Какие организации могут быть включены в список экспертных организаций?
– Общественные организации и профессионально-общественные объединения (зарегистрированные в установленном порядке ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей; советы ректоров вузов, руководителей учреждений НПО и СПО; территориальная профсоюзная организация работников народного образования и науки; другие профессиональные объединения; работодатель; родители и т.д.).
– Планируется ли на федеральном уровне осуществление оплаты экспертизы?
– Оплата экспертизы, осуществляемой в субъектах Федерации, на федеральном уровне не планируется.
Сроки выхода официальных документов по конкурсному отбору учителей, школ, талантливой молодежи
и сроки реализации
– Как будет проходить поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений?
– Проекты соответствующих указа и постановления направлены 1 февраля 2006 г. в Правительство Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 1 февраля 2006 г. №МОН-П-198).
Сроки реализации:
отбор по критериям участия – до конца мая 2006 г.;
экспертиза по критериям отбора – июнь-август 2006 г.;
выплата поощрений – октябрь 2006 г.
– Как будут поддерживать образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы?
– Проект соответствующего постановления внесен в Правительство Российской Федерации 27 января 2006 года.
отбор по критериям участия – февраль-март;
экспертиза по критериям отбора – апрель-май 2006 г.;
выплата поощрений – с июня 2006 г.
– Как будет идти поддержка способной, талантливой молодежи.
– Проект соответствующего постановления направлен на согласование (письмо Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. №ВФ-165/06).
представление документов для отбора в срок до 5 сентября 2006 г.;
экспертиза документов – до 5 октября 2006 г.;
15 октября 2006 г. объявляется список лиц, которым присуждена премия;
выплата премий – после 15 октября 2006 г.
Всероссийские профессиональные педагогические конкурсы
– Изменится ли что-либо при проведении конкурсов «Учитель года», «Лучшая школа России»? Сроки этих конкурсов и конкурсов ПНПО пересекаются.
– На данном этапе профессиональные педагогические конкурсы и конкурсы в рамках ПНПО сосуществуют, практически не пересекаясь. Кардинальных изменений в ближайшее время не планируется. В перспективе, возможно, конкурсы будут взаимосвязаны.
Показатели эффективности, социальные эффекты и риски ПНПО
– Каковы показатели эффективности проекта?
– Во-первых, показателем эффективности реализации проекта является стопроцентное достижение контрольных численных показателей во всех субъектах. В целом по России за 2006 год – это поддержка 10 тыс. учителей, 3 тыс. лучших школ, 2,5 тыс. талантливых молодых людей, 100% классных руководителей общеобразовательных учреждений и т.д.
Во-вторых, показателем эффективности является правильность осуществления в территориях всех процедур проекта – их соответствие федеральной нормативной базе.
В-третьих, показателем эффективности служит ускорение институциональных изменений в системе образования: повышение доли финансово самостоятельных учреждений, совершенствование структуры сети образовательных учреждений, переход на нормативное финансирование, отраслевую систему оплаты труда, создание управляющих советов, активность общественного участия в управлении образования, осведомленность общества о состоянии дел в системе образования, готовность граждан участвовать в оценке качества образовательной деятельности. В целом общий итог реализации ПНПО – повышение степени удовлетворенности граждан системой образования.
– Как преодолеть возможные социальные риски ПНПО?
– В первую очередь – соблюдением конкурсных процедур; обеспечением открытости хода их реализации, объективности, независимого участия экспертов, широкого информирования о ходе и результатах проекта, о его участниках.
Во-вторых, обеспечением необходимой квалификации организационных групп и экспертных институтов, что достигается через подбор кадров и организацию их совместной деятельности.
Предстоит научиться, учитывая потребности региона, гибко корректировать ход реализации ПНПО, своевременно выявляя проблемы и находя пути их решения.
Комментарии