search
main
0

К единому закону: XV Конгресс ИДТ обсудил законодательные аспекты развития индустрии детских товаров

В рамках юбилейного XV Конгресса индустрии детских товаров прошел круглый стол «Законодательные аспекты развития и регулирования индустрии детских товаров: источники роста или барьеры». Участники – представители Минпромторга РФ, сенаторы РФ, депутаты всех фракций Госдумы, производители обсудили подготовку единого отраслевого закона.

Фото предоставлено АИДТ

Президент АИДТ Антонина Цицулина выразила благодарность законодателям за готовность услышать мнение отрасли. Она напомнила, что сегодня индустрия детских товаров регулируется целым рядом правовых актов: техническими регламентами, федеральными законами о стандартизации, налоговой политике, рекламе, о защите детей от вредной информации, а также подзаконными актами. «Наш рынок буквально распят между фрагментами законов, каждый из которых влияет на отрасль по-своему. Это создает хаос, в котором трудно расти», – подчеркнула Антонина Цицулина.

Среди острых тем – несоответствие технических регламентов новым технологиям и материалам.

«Парадокс: сегодня требования к ложечке для кормления кукол регламентируется строже, чем к ложечке для кормления детей первого года жизни. А запрет на использование вторичного сырья не распространяется, например, на детские зубные щетки и они, а также детская посуда, проходят все исследования на подтверждение безопасности. Между инновациями и безопасностью детей должен быть баланс интересов», – подчеркнула президент АИДТ.

Отметим, в этом году в Ассоциации уже стартовала работа по обновлению техрегламента о безопасности продукции для детей и подростков. После того, как будет пройден этап цифровой маркировки игр и игрушек, эксперты приступят к изменению техрегламента и для них.

Также на повестке – разработка стандартов безопасности для продукции с инновационными технологиями, новыми материалы и искусственным интеллектом, решение сложностей в применении НДС 10 %, снятие запрета на размещение на тетрадях и дневниках рекламы, например, для изображений объектов культурного наследия, иллюстраций исторических событий, госсимволики стоит сделать исключение, – по мнению участников Конгресса, странно вводить такие ограничения, учитывая курс на продвижение гражданско-патриотических игр и игрушек.

Отдельная тема – незащищенное положение самозанятых производителей игр и игрушек – начинающих разработчиков, дизайнеров. Им нужна поддержка в маркировке, иначе с 1 сентября они не смогут продавать игры и игрушки, которые делают своими руками, а ведь из них могут вырасти серьезные бренды.

Кроме того, в разных регионах статус ремесленника или не содержит категорию игр и игрушек, или же классы игрушек прописаны по-разному. «Мы считаем, нужны единые подходы. Игрушки должны быть во всех ремесленных реестрах», – заметила президент АИДТ.

Однако есть закон, который помогает: о креативных индустриях. Включения в него игр и игрушек упорно добивалась АИДТ, в результате эта группа вошла в подзаконные акты. А вот получить статус социального предпринимательства для производителей игр и игрушек пока не удалось: «нам нужны национально ориентированные игрушки, и что это, как не социально ориентированная деятельность, социально ориентированная продукция?» – задалась вопросом Антонина Цицулина.

Законодатель голосует «за» единый закон

Участники дискуссии горячо поддерживают идею создания единого отраслевого закона для ИДТ. Депутаты даже называют себя «заинтересованным полком» в этой теме.

Председатель комитета Госдумы по защите семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) отметила: «Производители детских товаров находятся в менее благоприятных условиях, чем производители других товаров. Это обязывает нас предпринимать действия, чтобы до окончания срока полномочий Госдумы мы выполнили наши обязательства перед производителями и приняли отраслевой закон. От производителей ждем профессиональных рекомендаций. Конституции признает детей приоритетом госполитики, и, если мы говорим о патриотизме, воспитании детей в духе традиционных духовных ценностей, – что, как не игрушка, должно воспитывать. И правилом жизни каждого человека должны стать слова нашего Президента: защита наших детей должна стать философией жизни».

Председатель комитета по вопросам гражданского общества Яна Лантратова (СРЗП) предложила объединить усилия Государственной Думы, Совета Федерации и экспертов отрасли для написания закона. «Мы хотим не запрещать – мы хотим прописать, что можно. Закон – это инструмент развития, а не наказание», – подчеркнула она.

Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ольга Щетинина подчеркнула вклад АИДТ в развитие индустрии детских товаров. Обращаясь к Антонине Цицулиной, она сказала: «То, что делается в последнее время для развития индустрии детских товаров – это ваша личная заслуга, заслуга ваших коллег. А уже от нас зависит, что можно сделать в законодательном плане, чтобы этой работой можно было гордиться». Сенатор назвала индустрию детских товаров «стратегической в вопросах национальной безопасности» и подчеркнула необходимость системной законодательной поддержки. «Игрушка – это первый культурный опыт ребенка. Если мы это упускаем, теряем целое поколение», – сказала она.

По мнению Ольги Щетининой, хорошие перспективы также имеет разработка стратегии развития производства отечественных учебных материалов, оборудования, мебели в рамках стратегии развития образования, которая обсуждается сегодня. Упомянув съезд «Учпром», который организует АИДТ, и его решения, сенатор отметила: «мы видим заинтересованность Правительства во многих ключевых моментах, которые уже обсуждались на наших площадках».

Зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР) предложил рассматривать индустрию детских товаров как часть долгосрочной экономической стратегии. «Сегодня креатив – это не только мода. Это средство смыслового суверенитета», – добавил он.

Со своей стороны, депутат комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Ярослав Самылин («Новые люди»), который также состоит в правлении Национального совета по парфюмерии, косметики и бытовой химии, отметил, что «сейчас в России есть профессиональные компетенции и сильные производственные площадки, и с учетом частичного выхода иностранных брендов это позволяет сделать ставку на развитие собственных российских брендов». «Мы видим, что отечественные предприятия все больше и больше укрепляют старые и запускают новые торговые марки в разных категориях детской косметики (шампуни, мыло, зубные пасты). В перспективе это позволит перевернуть ситуацию на рынке детской косметики и добиться как минимум паритета в соотношении с иностранными брендами», – убежден парламентарий.

Со своей стороны, директор департамента Минпромторга Вера Хмырова отметила, что для развития индустрии детских товаров необходимо прорабатывать ряд важных аспектов: оптимизация издержек предприятий; повышение конкурентоспособности российской продукции; усиление контроля за реализацией контрафактной продукции; поддержка предприятий (в том числе, меры поддержки Минпромторга, Минэкономразвития для малого и среднего бизнеса).

«Конструктор» для закона

Какие нормы должны стать основой закона? По мнению участников дискуссии, это, безусловно, определение понятия «социально ориентированного продукта», чтобы детские товары могли претендовать на меры господдержки. Это введение норм по информационной безопасности — особенно для игрушек с цифровым и мультимедийным контентом. «Сегодня наши дети – цифровое поколение. Игрушка с экраном требует не меньшего внимания, чем игра на бумаге», – заметила Яна Лантратова;

Это упрощение условий маркировки для самозанятых и ремесленников, изменение правил использования государственной и культурной символики в дизайне детских товаров, обеспечение софинансирования экспертиз – особенно в вопросах морально-нравственной экспертизы продукции. «Экспертиза важна. Но ее цена не должна стать барьером», – подчеркнула Нина Останина.

Кроме того, необходимы нормы, направленные на поддержку патриотически ориентированной продукции, включая единые стандарты «национально ориентированной игрушки», убеждены законодатели.

Также звучала идея дополнительно проработать блоки, связанные с налоговыми преференциями (включая ставку НДС 10 %), госзакупками и интеграцией в нацпроекты.

И, наконец, вопрос подготовки кадров для индустрии детских товаров – от дизайнеров до маркетологов.

По итогам обсуждения была выдвинута инициатива сформировать рабочую группу по разработке закона, включающую депутатов, сенаторов, представителей Минпромторга, экспертов и производителей отрасли. Бизнесу предложено дать обратную связь по трем направлениям: проблемам действующего законодательства, практикам, которые стоит включить в закон как успешные кейсы, а также определению понятий и критериев.

Как резюмировала Антонина Цицулина, «индустрия детства должна перестать быть частью чужих политик и обрести собственную законодательную идентичность». Объединение усилий власти и рынка – шаг в этом направлении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте