search
main
0

К 60-летию Победы. Железный человек

Мировое сообщество готовится торжественно отметить День Победы во второй мировой войне. Прошло 60 лет, но с годами ценность этого события, особенно для нашей страны, только возрастает. За годы перестройки резко понизилась самооценка населения России. И чем меньше у нашей страны успехов, тем величественнее предстает наша Победа над фашизмом. Это чувство свято для россиян и заполняет души не только ветеранов, но и большинства народа. Особой благодарностью наполняется сердце к тем, кто участвовал в великом сражении и обеспечил Победу России. И тем горше от утрат. Время одолевает когорты победителей. Их ряды неумолимо редеют.

– А что это у вас? ? Ну, ладно, пускай…Наступили иные времена, ввели диспансеризацию и среди прочего флюорографию – крохотный снимочек вроде простейшей схемы. там выглядела ничтожной черточкой. Ранение было в правую сторону груди, через погон, через ключицу, может быть, с самолета, тогда как раз налетали «лаптежники», но пуля оказалась слева, поблизости от сердца, она прошла наискосок. . была хорошо видна и лежала в глубине его тела, как лежит на дне вражеская подводная лодка, которую давно затянуло песком и илом, а вокруг нее движется и дышит живое спокойное море. Разделяю мнение тех, кто считает, что памяти о Победе над фашизмом суждено пережить поколения. Она укрепляет веру народа в себя. Знакомство школьников с судьбой конкретного фронтовика – заслуженного художника Николая Петрова – раскрывает метафизический смысл поэтических строк Константина Ваншенкина, написанных десять лет назад: «».

В последние дни ушедшего 2004 года близкие и друзья простились с фронтовиком, ветераном войны Николаем Петровым – заслуженным художником России. В его жизни и творчестве ярко проступала гражданская позиция. На протяжении трех последних десятилетий мы были ближайшими соседями с Николаем Григорьевичем Петровым, и я, пользуясь добрососедскими отношениями, приглашала художника в школу. Ребята с интересом рассматривали его работы, расспрашивали о войне. Мальчишек особо привлекала серия «Десантники». Она была посвящена новому поколению бойцов в голубых беретах.

Память о войне

«Он рассказывал – не по порядку, к месту, вразбив, как, впрочем, почти всегда идут и ведутся фронтовые воспоминания» – так описывает в рассказе «Окно» Константин Ваншенкин друга-художника, когда Петров «четверть века спустя делал мой акварельный портрет».

Вот что услышали от самого Николая Григорьевича школьники: «В предвоенные годы молодежь сдавала спортивные нормы на значок ГТО – «Готов к труду и обороне». В них входили не только бег, прыжки в длину и в высоту, но и стрельба по целям из мелкокалиберной винтовки. Были еще и парашютные кружки, куда я и вступил. Совершил пять прыжков и получил значок «Парашютист-спортсмен». Это предопределило дальнейший выбор на войне».

Война застала Николая Петрова третьекурсником Московского текстильного института (МТИ). После окончания занятий вместе с товарищами и профессором Федоровым-Давыдовым в начале лета отправился в Ленинград познакомиться с сокровищами Эрмитажа, Петергофа. В Москву вернулись 18 июня 1941 г. и стали готовиться к экзамену по истории искусств, а 22 июня началась война. Группу студентов с 1 июля отправили в Смоленскую область копать противотанковые рвы и эскарпы на Десне. Студентов использовали на трудовом фронте. Им дали отсрочку от призыва. Почему – никто не мог понять. Узнав о комсомольском наборе в воздушно-десантные войска, подался с другом Виктором туда.

Пребывание на этих курсах в изложении Ваншенкина в уже упомянутом «Окне»: «И как это все пошло в охотку, служба рядом с подмосковным аэродромом, откуда еще недавно поднимали свои машины прославленные летчики. Строевая, стрельба – стрелковое оружие они уже хорошо знали, – окапывание – помнишь, трудфронт? – выходы, тактика. Укладка парашюта на парашютном столе, оказавшемся просто расстеленным на траве длинным авиазентовым полотнищем.

И прыжок – с ТБ-3. Они, как куры в курятник, набились в эту громоздкую неудобную машину. Люк, из которого предстояло выпрыгнуть, выглядел слишком узким. Его открыли, Петров сел, свесив вниз ноги над немыслимой глубиной, а затем, не видя земли, с трудом протиснулся в проем. И тело его с неожиданной готовностью рухнуло в небесную зыбкую пелену».

Для старших поколений имя поэта и писателя Константина Ваншенкина не нуждается в дополнительном представлении, для подростков поясню: тема его творчества – Великая Отечественная война, многие стихи о которой положены на музыку, и среди них такие, ставшие популярными: «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша», «Как провожают пароходы», «Вальс расставанья». Константин Яковлевич пишет и прозу. Героем нескольких рассказов стал его фронтовой друг – художник Николай Петров, с которым вместе служили в воздушно-десантных войсках и участвовали в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. И «с постоянным чувством дружбы и сердечности» – так подписывает свои книги К. Ваншенкин, преподнося их Н. Петрову – прошли по жизни.

Цель поставлена и… достигнута

Будучи студентом, Николай Григорьевич связывал свое будущее с профессией художника и после войны вернулся к поставленной цели: «Хотелось ездить по стране, видеть тех, чей труд поднимает родную землю из военной разрухи, участвовать в выставках». После войны вернулся в МТИ, сдал экзамены за скомканные войной IV-V курсы, взялся за дипломную работу. Принял предложение одновременно преподавать. Так началась мирная жизнь фронтовика Николая Петрова. После окончания института можно было остаться на кафедре преподавателем, но привлекала профессиональная работа художника. Важный этап профессионального роста – крепкий рисунок, мастерское владение художественной формой, и с этой целью еще в МТИ он посещал не обязательные по программе вечерние занятия рисунком. И все свободное время, все силы отдает рисованию с натуры. Для серьезного овладения профессией он продолжил учебу на графическом факультете Московского художественного института имени В. Сурикова.

Знакомясь с его работами, видишь, чем жила страна в послевоенные годы. Вот серия «На целинных землях», которую художник создает, когда страна занялась освоением целинных земель в Казахстане и Алтайском крае. Вот другая серия – «Дальний Восток», «У пограничников», когда произошел вооруженный конфликт с китайской стороной на острове Даманский. Но есть в его творчестве наряду с произведениями «сурового стиля» и «тихая живопись». Мои ученики рассматривают пейзажные этюды: осенние, весенние – «Оттепель», «Иней», «Разлив». В шестидесятые годы по этим этюдам создавали тиражные эстампы. Они не залеживались на прилавках художественных салонов.

Учащиеся московской школы, дружившие с художником многие годы, организовали к 850-летию столицы выставку «Уголки Москвы», нашедшие отражение в творчестве Н. Петрова. Удивлялись работоспособности художника. Спрашивали, в чем ее истоки. Николай Григорьевич отшучивался, говоря с улыбкой: «Я – человек железный». А шутка-то имела прямое отношение к металлу. Об этом на поминках напомнил его товарищ, тоже художник-фронтовик А. Болашенко, а намного раньше этот военный эпизод был описан К. Ваншенкиным и под названием «Пуля». Вот отрывок из него.

Мой товарищ, художник Николай Петров, получил когда-то в сорок третьем, сразу после форсирования Днепра, пулевое ранение в грудь, ранение слепое, то есть не навылет, – пуля застряла в грудной клетке, в глубине. Хирурги решили ее не трогать. Так он и жил – отвалялся в госпитале, сперва не работали пальцы, мучаясь, начал рисовать, поправился, вернулся в свой институт, окончил его, женился, стал отцом, потом дедом.

Когда изредка смотрели его на рентгене, обычно спрашивали:

– А что это у вас? Пуля? Ну, ладно, пускай…

Вот характер русского человека – он ни разу не поинтересовался самому посмотреть, не попросил сделать снимок. А чего смотреть? Да и некогда, всю жизнь голова другим занята.

Наступили иные времена, ввели диспансеризацию и среди прочего флюорографию – крохотный снимочек вроде простейшей схемы. Пуля там выглядела ничтожной черточкой. Ранение было в правую сторону груди, через погон, через ключицу, может быть, с самолета, тогда как раз налетали «лаптежники», но пуля оказалась слева, поблизости от сердца, она прошла наискосок. . Пуля была хорошо видна и лежала в глубине его тела, как лежит на дне вражеская подводная лодка, которую давно затянуло песком и илом, а вокруг нее движется и дышит живое спокойное море.

пригласил Петрова в кабинет.

– Ничего, ничего, – одобрил он, – жить можно. Нужно только ограничить физические нагрузки…

Петров подумал о том, как сразу после войны и в дальнейшем многие годы копал у сестры в деревне картошку, какие таскал мешки и какие ворочал бревна, перебирая избу, да и по своей работе – сколько раз рюкзак и этюдник ломали ему плечи. Он вспомнил все это и поблагодарил, вежливо улыбаясь.

Жизнь выстроится так или иначе

Встречи с участниками сражений в школьных аудиториях всегда были наполнены сердечностью и особым волнением у ребят. Я предполагаю, что эмоциональная атмосфера возникала по ряду причин, одной из которых была, конечно, гордость за свою страну, которая смогла выстоять в схватке с могучей силой, покорившей всю Европу, и победить; а другой – непосредственный контакт с мужским присутствием в стенах школы, где давно установилось царство женщин. Ветераны войны привносят особый дух мужества и житейской суровости, которого не хватает современной системе воспитания.

Ушла и шефская работа. До перестройки Московский союз художников (МОСХ) формировал выставки, их дарили рабочим коллективам, больницам, детским домам, школам. Одним из заметных шефских мероприятий московских художников стала выставка-продажа их произведений. Вырученные деньги перевели на счет ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а около 70 эстампов было собрано в подарок для военнослужащих, выполнявших государственную задачу по охране территории вокруг атомной станции. Появляется серия «Они трудились в Чернобыле». После посещения музея на Поклонной горе и подробного осмотра панорамы «Курская битва» Н. Петров, участник боев на Курской дуге, сокрушался по поводу лакировки тех событий. Перед посетителями музея – стройные ряды красноармейцев с примкнутыми штыками. Они шагают в ногу на передовую. А в действительности, говорит художник, все было по-другому… «Земля, взрытая воронками, горящие танки, трупы и взрывы, взрывы! Дым от сгоревших танков образовал над головой одно огромное зловещее облако». Все это далеко от благостной, красивой картинки, которую представляет панорама. Поэтому художник в своих работах о войне стремился добиться пронзительности, которая присутствовала в жизненных перипетиях.

Из воспоминаний Николая Григорьевича: «В начале февраля 1943 г. 10-й Гвардейский воздушно-десантный полк железнодорожным эшелоном отправляется на Северо-Западный фронт. Они вооружены пушками-»трехдюймовками» на конной тяге, только колеса приспособили современные – на резине».

Ребята удивляются: «Десантники – пешком, с пушками на конной тяге?!» Да, говорит фронтовик, на войне случалось, что десантников использовали на земле, в пехоте. Они с уже упоминаемым приятелем Витей попали в артиллерию. Фронт стоял в сплошных болотах. Со снабжением было плохо, продуктов не было, съели всех артиллерийских коней, а старые тяжелые орудия тащили на себе. В топкой почве приходилось постоянно подкладывать и перекладывать жерди, чтобы пройти самим и переместить пушки. На каждую осталось по нескольку снарядов. Стреляли с закрытых позиций, наводили на цели разведчики по телефону. Немцев не видели. Мимо батареи, с передовой санинструкторы, выбиваясь из сил, тянули на волокушах раненых. Мертвых складывали в кустах и забрасывали лапником. Потери были большие, санитары не справлялись, и мертвых оставляли не похороненными.

Разделяю мнение тех, кто считает, что памяти о Победе над фашизмом суждено пережить поколения. Она укрепляет веру народа в себя. Знакомство школьников с судьбой конкретного фронтовика – заслуженного художника Николая Петрова – раскрывает метафизический смысл поэтических строк Константина Ваншенкина, написанных десять лет назад: «Жизнь выстроится так или иначе».

Выбрав судьбу профессионального художника, Н.Г.Петров был целеустремлен и явил, по словам его коллег из МОСХа, «пример ответственного отношения к своему творчеству». Они же в своем юбилейном адресе к 85-летию художника отметили, что его работы «светятся радостью и величием нашей Родины». Замечательно, что художник при жизни успел услышать эту оценку. И своей жизнью, и своим трудом преподал он урок гражданственности дружившим с ним школьникам.

В основу гражданского воспитания российской молодежи следовало бы положить чувство благодарности и гордости за старшие поколения и их достижения. Спасибо и низкий поклон фронтовикам и труженикам тыла, которые думали о родной земле и самоотверженно трудились!

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте