Удивительная, интересная, порой непонятная жизнь взрослых привлекает и манит детей. Малыш – существо социальное, познание окружающего мира начинается с самого рождения. Механизм взаимодействия с окружающей социальной действительностью заключается в пополнении «своего репертуара» различными ролями. Ребенок приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Поддержание познавательного интереса к миру взрослых, приобщение к миру людей требует использования разных форм и приемов работы, в том числе и новых, характерных для музейной педагогики.
Музейная педагогика вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, погрузиться в историческое прошлое своего народа, научиться ценить и уважать его традиции.
Эту работу мы начали в 2000 году в русле экспериментальной работы по проблеме социального развития ребенка и продолжаем по настоящее время в русле проблемы.
За эти годы были оформлены экспозиции «История происхождения и жизни людей на Земле», «Прошлое и настоящее предметов», «Опыты и экспериментирование», «Изучаем себя и свои возможности».
Для музея мы отвели отдельную группу. В начале работы музея в детском саду мы знакомили детей только с культурой нашего народа через предметы и творчество, обсуждали с ними, что в процессе создания предметов проявляются творческие и интеллектуальные способности человека.
В музее собраны предметы от начала XX века до наших дней. Дети в наглядной форме могут увидеть, как происходило преображение предметов от простой формы к более сложной.
Ведущим методом работы с детьми в мини-музее стала игра. В игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир взрослых людей, овладевает необходимыми навыками общения в музее, приобретает собственный опыт.
Воспитатели используют сюжетно-дидактические игры «Путешествие по музею», в ходе которых дети-экскурсанты получают знания о назначении музеев, культуре поведения в них, знакомятся с музейными профессиями. Впоследствии дети постигают новую, более трудную социальную роль – роль экскурсоводов. Дидактические игры вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится для ребенка личной целью. Мы проводим такие игры, как «Первые люди на Земле», «Жилище древнего человека», «Старинное – нестаринное», «Русское – нерусское», «Народные умельцы», «Да – нет».
При первом посещении музея мы даем детям возможность смотреть все то, что привлекло их внимание. Они сами находят экспонаты, которые их наиболее заинтересовали, рассматривают, задают вопросы воспитателю, делятся впечатлениями с другими детьми. Воспитатель вначале не проводит организованную экскурсию, дает возможность детям освоиться в новом помещении и среди большого количества интересных предметов.
При последующих посещениях воспитатель уже сосредоточивает внимание детей на истории какого-то одного предмета, рассматривает с детьми то, как преобразовывался предмет, уточняет, почему человеку пришлось подумать над изменением предмета, что стало более совершенным на какое-то время, почему потом снова возникла потребность преобразовать предмет. После такого ознакомления с историей предмета дети садятся за столы и обсуждают, как сегодня можно преобразовать данный предмет и сделать его еще более удобным. При необходимости им может быть предоставлена возможность нарисовать свои идеи и всем вместе обсудить разумность предложений друг друга. Так посещение музея служит толчком к развитию творческой мысли ребенка.
Дети посещают музей каждый раз после появления нового экспоната. Это может быть какой-то экспонат в дополнение к уже имеющимся в музее предметам, а могут быть и совсем новые предметы, которых ранее не было в нашем музее. В зависимости от этого по-разному проводятся занятия: дети сами находят место новому предмету среди уже известных, определяют, вслед за каким предметом его следует поставить, то есть на каком этапе преобразования, усовершенствования предмета он появился; или прежде обсуждают, рассматривают новый предмет, определяют его назначение и функцию, высказывают предположение о прошлом и будущем предмета и лишь затем находят ему место на полках музея.
Особенность работы в музее – то, что дети могут брать предметы в руки, рассматривать их, обыгрывать, действовать с заинтересовавшими их предметами. Этим наш музей отличается от традиционных музеев.
Первый и самый главный принцип работы в музее – сочетание получения детьми знаний с их собственной деятельностью. И второй важный принцип: дети посещают музей систематически, они хорошо его знают, ориентируются в нем свободно.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы ребенка.
К созданию нашего музея мы активно привлекаем родителей, и они с охотой откликаются на наши просьбы: приносят экспонаты, фотоматериалы, рассказывают детям, читают, а потом вместе с ребенком могут рассмотреть тот или иной экспонат.
Елена АНТОНЕВИЧ, старший воспитатель ЦРР – детского сада №1591
Комментарии