Подвижная аппликация
Опыт преподавания изо в классах развивающего обучения
глубокой древности человек стремится изобразить окружающий мир. Свидетельство тому – рисунки на костях и бивнях мамонта, изображения в пещерах. Подобные изображения – своеобразная форма передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла письменность.
Задача преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе – не только эстетическое воспитание и содействие развитию творческих способностей учеников, но и учительская попытка помочь ребенку познать реальный мир, развить пространственное мышление, воображение…
В школе, где я работаю, введена система разноуровневого обучения и есть классы развивающего обучения. Состав учеников в них требует особого внимания и индивидуального подхода. Имея стандартную программу, необходимо расчленить сложный учебный материал на более простой. Так лучше усваивается материал, повышаются успеваемость и заинтересованность предметом.
На уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, пожалуй, самой сложной темой является “рисунок с натуры фигуры человека”. Часто материал оказывается непосильным для многих учеников независимо от возраста. Поэтому наряду со стандартным обьяснением, которое рекомендуют известные авторы, я применяю “метод подвижной аппликации”, знакомый с детского сада. Сначала демонстрирую плакат, на котором фигура человека изображена в виде силуэта (для того чтобы не отвлекать внимание ребенка на детали, а сосредоточить на главном) и представлена на первом, среднем и дальнем плане. На магнитной доске – это же изображение, но разбито на отдельные части и расположено хаотично (см. рис. 1-2).
Задание: необходимо быстро собрать, не нарушая пропорциональности изображения.
При обьяснении использую форму игры и магнитную доску с музыкальным фрагментом (на 2-3 мин. для быстрой ориентации).
Задача: снять напряжение перед трудным материалом.
Цель: более доступно и эффективно помочь усвоить построение пропорций фигуры человека.
Для более грамотной передачи движения в рисунке применяю карточки. На репродукции изображение человека в полный рост в различных положениях. Построить схему фигуры человека в движении по заданному изображению (см. рис. 3).
Другая тема: рисунок с натуры “Птицы или животные”. Здесь особое внимание нужно уделить передаче характерных признаков изображения.
Многие из нас помнят такие уроки, когда трудно передать сходство с натурой. Метод подвижной аппликации и здесь выручает. Дети с удовольствием играют, подбирая отдельные части для того или иного изображения. На одном из плакатов изображение животных или птиц с ярко отличающимися признаками, например: гусь, ворона, петух или коза, белка и медведь (силуэт).
На магнитной то же, только разделено на детали: шея, хвост и тому подобное (см. рис. 4-5).
Задание: необходимо быстро собрать, не перепутав части того или иного изображения за 1-2 минуты. Звучит музыкальный фрагмент.
Этот прием помогает ребенку быстрее усвоить правила построения реалистического рисунка, разобраться в закономерностях строения натуры. Повышаются интерес и стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании.
Таким образом, важность грамотного решения рисунков – обязательное условие при обучении изображать окружающую нас действительность.
Очень важно, чтобы дети не разочаровались в своих возможностях в художественном творчестве, не охладели к искусству. Важно, чтобы не было разлада между тем, что они хотят выразить и что умеют.
Для классов развивающего обучения необходимо сочетание практических и теоретических знаний с ведущей ролью первых, ибо рисование развивает “верность и остроту зрения, ловкость и уверенность руки, помогает развить память”.
Галина КУРАШ,
учитель изо и черчения 656-й московской средней школы
Комментарии