search
main
0

Из России в Россию. Гражданину нашей страны есть чем гордиться

Принято считать, что подсолнух – это символ единства. Однако его семечко может и не прорасти, если ему не хватит тепла, если ни один солнечный лучик не коснется его. Именно об этом говорили авторы трех проектов, которые можно осуществить, только объединив усилия учителей, учеников, родителей, общественных организаций. Если вложить в это дело тепло своей души. Первый проект, который назывался «Межрегиональная сеть взаимодействия учащихся», направлен на всестороннее развитие личности ребенка. Он поможет педагогам ответить на такие вопросы: почему у детей пропадает желание учиться, как воспитать нравственность, как помочь им выбрать профессию, как привить интерес к интернет-образованию, как сохранить здоровье и т. д.

На первом этапе создается координационный центр в каждом регионе, а также сайт. Идет заочный обмен информацией. Интернет-общение даст возможность в короткий срок обсудить разные темы. Раз в полгода будет проходить очная встреча. Скажем, слет участников ученического самоуправления. Каждый регион будет издавать брошюры, диски, постарается приобрести мини-типографию.

Второй проект назывался «Межрегиональная сеть взаимодействия учителей». Авторы его ставят задачу сохранить целостность российского образовательного пространства (этому поможет установка контактов со своими министерствами образования и науки и с районными управлениями), а также проводить межрегиональный обмен группами педагогов для изучения опыта, знакомства с культурой, историей города, области. Педагоги смогут участвовать в олимпиадах, получить необходимые знания и навыки для работы с управляющими советами. Одна из задач – объединить большое число общественных организаций на базе вуза, на базе школы, в том числе привлечь волонтерское движение, которым педагоги почти не занимаются.

Проект на тему «Образовательный туризм», разработанный группой в составе Ольги Посажениковой (Республика Карелия), Светланы Ефимовой (Санкт-Петербург), Светланы Прокофьевой (Псков), Гузели Хусаеновой (Казань) и Светланы Дмитриевой (Марий Эл), назывался «Из России в Россию». Авторы уверены, что их проект будет способствовать тому, чтобы каждый его участник осознал себя гражданином России. Они сетовали, что дети мало знают о культурных ценностях своей страны. Многие сегодняшние школьники побывали в разных странах Европы, а о своей стране имеют недостаточное представление. Ольга Посаженикова считает этот проект новаторским.

– Новизна его в том, что мы задаем вопрос «Почему мы россияне?» и ищем на него ответ. Что объединяет школьников, живущих в одной стране? Что делает их россиянами? Проект поможет развитию российской идентификации ребенка, осознанию себя гражданином и патриотом. Для этого необходимо знакомство с историко-культурным и духовно-нравственным наследием регионов. Проведение образовательных туров будет способствовать восстановлению единой культурной и образовательной основы многонациональной России.

Инновационность этого проекта состоит в наиболее эффективном использовании культурного, образовательного и социального потенциала регионов, которых он объединит. Предусмотрены и затраты на его реализацию. Авторы надеются, что главные расходы – транспортные. В чем-то здесь помогут родители, в чем-то – спонсоры.

Социальная значимость проекта – развитие личности ученика средствами единого образовательного пространства России. И тогда представление детей о культуре, истории разных областей, республик будет значительно расширено.

Определены регионы-участники. Это республики Карелия, Марий Эл, Татарстан, Псковская область, Санкт-Петербург. В группу от каждого региона войдут 10-20 учеников из 7-11-х классов. И, конечно, учителя, родители.

Создатели проекта наметили задачи, которые предстоит решать: определить состав участников, содержание деятельности, создать материально-техническую базу. Разработать сайт «Образовательный туризм», а также программы образовательных туров.

И вот задачи и цели поставлены. Что дальше? Школа каждого из шести регионов, пожелавших принять участие в проекте, устанавливает партнерские отношения со школами остальных пяти территорий. Помогает организовать экскурсию школьников в другие города, республики. За 2-2,5 года группы подростков смогут побывать во всех пяти регионах. Их разместят либо в семьях, либо в общежитиях, молодежных гостиницах, относящихся к органам образования. Программа каждой поездки будет одинаковой для всех, но она еще может включать специальные пункты в зависимости от времени года, праздников, фестивалей, которые на тот момент проходят в регионе.

Создатели проекта рассказали о достопримечательностях каждого из шести регионов. Вот только некоторые из них.

Карелия – край лесов и озер, край деревьев, растущих на скалах. Край, хранящий традиции и историко-культурные ценности: Государственный музей-заповедник «Кижи», Валаам, водопад Кивач, воспетый Г.Р.Державиным, петроглифы Беломорья, национальные парки «Паанаярви», «Водлозерский».

Псковская земля – край с удивительной историей, край, который можно назвать хранителем русской старины. Все значимые события российской истории так или иначе связаны с Псковщиной. Здесь родилась княгиня Ольга. Здесь можно познакомиться с древнерусским оборонительным зодчеством на примере Изборской, Печорской крепостей, узнать о роли Пскова в Ливонской войне и Ледовом побоище. Знаменитая усадьба Михайловское не отделима от творческой биографии Александра Пушкина и овеяна его поэтическим гением.

Казань – столица Республики Татарстан. Известный научный центр России и Татарстана. Третьим в России, после Московского и Санкт-Петербургского, был основан Казанский государственный университет. Казань – многоконфессиональный город: действуют свыше 20 мечетей, православные храмы, лютеранская кирха, католическая часовня, иудейская синагога и другие культовые учреждения. Открыты православная духовная семинария и Российский исламский университет. Все достижения татарского и русского градостроительного искусства вобрал в себя Казанский кремль, который включен в перечень памятников «Всемирного наследия» ЮНЕСКО. Казань избрана столицей Универсиады. Именно здесь в 2013 году пройдут всемирные студенческие соревнования. Второй по значимости после Олимпийских игр спортивный форум соберет около 10 тысяч человек из 170 стран.

Марий Эл – экологически чистый уголок в центре России. Это тайга на Волге. Республика названа так по этническому самоназванию ее коренного населения мари («мужчина»), эл в переводе означает «страна». Природа края уникальна по красоте и нетронутости, обилию лесов, озер, богатству ягод, грибов, разнообразию животного мира, благодаря чему Марий Эл оставляет незабываемые впечатления. Испокон веков леса были местом обитания, источником питания и священным храмом для марийцев, живущих в этих краях. Республика богата минеральными источниками и лечебными грязями, сосновыми лесами и озерами с целебной кристально чистой водой. Именно поэтому в Марий Эл можно не только хорошо отдохнуть, но и поправить свое здоровье. В середине ХVI века Марийский край был присоединен к русскому государству. С этого времени судьба народа мари тесно переплелась с историей России, русского народа, других народов страны.

Все это можно будет прочитать на специальном сайте, который тоже называется «Из России в Россию». Там же авторы проекта разместят программу и план на будущее.

Дети вместе с учителями разработают экскурсионные туры по своему региону и сами их будут проводить. Эпиграфом к этому проекту предложили взять слова Николая Чернышевского: «Путешествие – лучшее средство образовывать себя во всем».

После защиты компетентное жюри, которое возглавлял ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов, завало вопросы.

Вопрос: Какую исследовательскую деятельность будут вести ребята во время экскурсии?

Ответ: Скажем, в Псковской области им предстоит участвовать в археологических раскопках.

Вопрос: Что вы ожидаете в результате такой поездки?

Ответ: Помочь детям сформировать целостное представление о России.

Вопрос: Предусмотрена ли квалифицированная подготовка экскурсоводов?

Ответ: Это ресурс школ и туристических фирм, с которыми постараемся установить профессиональное партнерство.

Этот проект поможет детям больше узнать о своей стране, о своей культуре, о своей истории, они откроют для себя самые интересные страницы из жизни и бытия больших и малых городов. Все это позволит им почувствовать себя гражданином России, понять, что ею можно гордиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте