Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Из пожарников в ударники. или Кому нужны «карманные» советы

Учительская газета, №29 от 17 июля 2007. Читать номер
Автор:

Начальник отдела образования Кировского района Санкт-Петербурга Жанна ВОРОБЬЕВА предлагает рассмотреть причины, по которым понятие «государственно-общественное управление» вошло сегодня во все программные документы развития образования.

Еще несколько лет назад логика обоснования такого соучастия была простой: бюджетного финансирования недостаточно, а привлечение внебюджетных средств, как путем оказания платных образовательных услуг, так и путем привлечения благотворительных взносов, требовало наличия попечительских советов, которые осуществляли бы контроль за расходованием полученных средств, а также сами привлекали бы средства на развитие учреждений.

– Эта задача остается в повестке дня, но ее «удельный вес» падает. Рост бюджетного финансирования общего образования в последние годы приводит к заметному уменьшению доли «внебюджетных средств» в консолидированном бюджете образовательных учреждений.

– На первый план выступают факторы, требующие расширения общественного участия в управлении образованием. Прежде всего это изменение целей образования, ликвидация разрыва между запросами общества и возможностями, предоставляемыми школой.

Повышение роли потребителей образовательных услуг должно найти адекватное выражение в системе управления учебными заведениями. Таким образом, общественные институты в управлении образованием превращаются из «пожарной команды по латанию бюджетных прорех» в фактор развития образования, направляющий и регулирующий инновационную деятельность.

– Жанна Владимировна, каковы же основные черты моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями?

– Прежде всего должны быть обеспечены открытость и прозрачность. Открытость – это не только полная и подробная информация о финансовой деятельности. Это и объективная информация о достигнутых результатах, о реализуемых образовательных программах, о квалификации педагогического персонала, об условиях обучения, возможностях по дополнительному образованию, досугу и спорту. Эта информация должна быть доступной, оперативной, полной. Сейчас в Кировском районе по плану информатизации системы образования Санкт-Петербурга создается иерархическая система интернет-ресурсов, которая будет основой информационного образовательного пространства района. Школы должны научиться выпускать информационные материалы: отчеты, буклеты, справочники для родителей, учащихся и общественности.

Открытость системы предполагает и объективную информацию о результативности образовательной деятельности. Результаты ЕГЭ, данные по трудоустройству выпускников, показатели по правонарушениям и травмам – все это должно своевременно доводиться до сведения общественности.

Так же как и данные о реализуемых образовательных программах, учебных планах, профилях в старшей школе, применяемых учебниках и компьютерных обучающих программах.

Открытость финансово-экономической деятельности школы сейчас также означает не просто публикацию отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, но и реальное представление о том, какие направления образовательного процесса получают финансовую поддержку, в чем состоят приоритеты экономической деятельности учреждения.

Вторая черта современной модели государственно-общественного управления – это широкое участие в работе общественных институтов не только родителей, педагогов, учащихся, но и представителей бизнеса, общественных организаций, депутатов муниципальных образований. Иными словами, орган общественного управления должен представлять не только тех, кто в настоящий момент учится и учит, но местное сообщество в целом. Такой принцип формирования школьных органов управления не позволит создавать карманные советы, автоматически одобряющие любые решения директора.

Руководители образовательных учреждений должны понять, что совет выступает полноправным партнером администрации, имеет свою точку зрения, отстаивает ее и может разделить ответственность с администрацией за принятые решения.

Безусловно, формировать такие органы управления непросто. Прежде всего потому что людей, готовых к активной работе, и организаций, желающих делегировать своих представителей в советы школ, немного.

Часть директоров высказывают опасения: люди со стороны совершенно не знают школьной жизни и порой выдвигают нелепые идеи.

Опасения имеют под собой основания. Поэтому необходимо организовать систему обучения членов управляющих и попечительских советов. Причем это обучение должно быть не скучным натаскиванием на нормативные документы по вопросам образования, а с широким применением информационных технологий, включая дистанционное обучение, деловые игры и тренинги. Такая программа могла бы способствовать установлению горизонтальных связей между членами советов разных школ.

И еще один важный момент. Необходимо создать правовые и организационные условия для развития общественного управления в школах. Ни для кого не секрет, что действующее законодательство и сложившаяся правоприменительная практика подчас делают почти невозможным участие общественных органов в реальном управлении образовательными учреждениями, прежде всего в финансовом плане.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту