Это голубое здание, возведенное на стрелке Невы и Большой Невки, чем-то напоминает корабль. На фасаде – внушительный бюст Петра I. И даже высокий шпиль, украшенный в былые времена изображением петровской галеры, напоминает чем-то фок-мачту. Но а соседство с ровесником века – крейсером “Аврора” делает колорит здания неповторимо романтичным.
Для выпускников Нахимовского этот корабль – первый символ моря, вошедший в их жизнь. Каждый год 1 сентября на палубе выстраивается шеренга лопоухих мальчишек, смешных и наивных, немножко растерянных и взволнованных от торжественности момента. Здесь проходит первый урок самых младших нахимовцев. И в минуты, когда в небо взмывает Андреевский флаг, глядя на блестящих морских офицеров, принимающих их рапорты, пацанам трудно поверить, что адмиралами не рождаются. Ими становятся. Как стали ими многие выпускники Нахимовского военно-морского училища.
Сегодня в Нахимовском живут и учатся, растут и взрослеют больше 700 мальчишек. Вообще-то по штату их должно быть 650, но разве можно отказать семье, где отец погиб на войне или стал инвалидом, выполняя воинский долг? Хоть и прошло полвека после Победы, но здесь учатся около ста курсантов, в чье детство так или иначе вошла война. И больше полусотни сирот из самых разных уголков России. С этими мальчишками всегда приходится возиться особо. Как правило, уровень подготовки у них – ниже ватерлинии. И весь первый год преподаватели работают над тем, чтобы подтянуть ребят до тех требований, которые предъявляются курсантам Нахимовского училища. Представьте, удается! И ребята участвуют и побеждают в районных и городских предметных олимпиадах, заканчивают учебу с серебряной и золотой медалью, поступают (все!) в высшие военные учебные заведения.
Заглянув на урок литературы, мы убедились лично: курсанты знают наизусть немало стихов и с удовольствием читают их гостям. И все-таки литература – предмет не совсем обычный, здесь должна царить совершенно особая, даже доверительная обстановка. Поэтому Татьяна Николаевна Морозова иногда обращается к ученикам не по уставу: “Нахимовец Петров!”, а просто Дима или Леша.
Руководство училища с гордостью отмечает, материально-техническая база позволяет готовить ребят на очень серьезном уровне. Гордятся не случайно, потому что в этом – заслуга исключительно самого руководства. Точнее, начальника Нахимовского военно-морского училища контр-адмирала Николая Николаевича Малова. Государство обеспечивает курсантов лишь продуктами и одеждой плюс зарплата преподавателям. Но училище приобретает современные компьютеры и новые учебники, оплачивает обучение преподавателей на курсах повышения квалификации, делает ремонт в зданиях.
– Нам помогает Попечительский совет, куда входят известные люди, предприниматели, банкиры, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, – говорит Николай Николаевич. – Мы очень признательны за поддержку руководству Петербурга и Ленинградской области, активно сотрудничаем с администрациями Мурманской и Кемеровской областей. С ними заключен договор о социальной поддержке юношей из неблагополучных семей. И вот уже полгода у нас учатся 10 сирот из Кемеровской области, а полученное финансирование направляется на совершенствование учебно-материальной базы училища.
Здесь называют воспитательную работу “поштучной” – как у ювелира. К счастью, взрослые здесь не стесняются говорить с подростками о дружбе и любви, о чести и достоинстве, о преданности Отчизне. Офицеры не боятся выглядеть сентиментальными и старомодными, произнося эти “устаревшие” слова. В Петербурге нынче много говорят о патриотическом воспитании школьников. Задаются нетривиальным вопросом: как научить подростков любить Родину?
– Знаете, есть в военном деле непреложные истины, – замечает капитан второго ранга заместитель начальника училища по воспитательной работе Василий Георгиевич Демкин. – Личности должны воспитывать личности. Наши офицеры имеют правительственные награды, их биография – пример служения Отечеству. И мальчишкам не нужно говорить: “Любите Родину”, они просто общаются с людьми, для которых защита страны стала делом жизни.
Встречаются с нахимовцами и выпускники разных лет, чья жизнь и служба юным курсантам кажется уже настоящей историей. Еще бы! Ведь сколько интересного могут рассказать контр-адмирал Р.Зубков, в недалеком прошлом главный штурман ВМФ; последний начальник Каспийского высшего военно-морского училища вице-адмирал Л.Жданов; командир головной атомной стратегической лодки А.Шауров; первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Ю.Кайсин. Разве не захочется мальчишкам стать такими же? Впрочем, Василий Георгиевич заметил, что я идеализирую детей, которые приходят сюда. Это потом они влюбляются без памяти в море и флот, а в 14 лет, как правило, выбор за них делают взрослые: родители, опекуны, воспитатели детского дома. Так, между прочим, в 1950 году поступил в НВМУ вице-адмирал Леонид Иванович Жданов: его отец погиб под Ленинградом в сорок третьем. Сначала дядя предложил племяннику Суворовское – красивая у курсантов форма. А в медкомиссии кто-то из врачей заметил: “Таким богатырям место на флоте”. Так и решилась судьба будущего вице-адмирала. Мастерство наставников и заключается в том, чтобы, как говорят они сами, “повернуть мальчишку в нашу сторону”. А где сильнее можно почувствовать романтику морской профессии, как не в настоящих морских походах? За последние годы нахимовцы побывали в Дании, Финляндии, США, Англии, Франция, Греции, Болгарии. Участвовали и в морском походе в Голландию, посвященном 300-летию Российского флота.
Настоящими нахимовцами ребята становятся после вступления в морское братство. Раньше этот ритуал проходил “тайно”, в ночь с 8 на 9 мая. После соблюдения определенных “формальностей” с первокурсников смывалась нарисованная зубной пастой “рыбья чешуя”, и мальчишки становились полноправными членами нахимовского братства. Николай Николаевич Малов решил “легализовать” старую традицию. В сценарии появился ночной парад в коридоре. Нептун, черти, грамоты о приеме в морское братство “отроков, нахимовцами именуемых”.
А начинается все с посвящения в нахимовцы. Сразу после вступительных экзаменов ребят привозят в лагерь, на Нахимовское озеро. Подтянуть физически, дать основы общевоенной подготовки, научить ходить строем. Конечно, не сразу получается пробежать 6 километров, да и мозоли от весел доставляют неприятности. Но через три недели родители, приехавшие на посвящение, не узнают родных детей! Подтянутых, возмужавших, научившихся “вдруг” говорить “спасибо” и “пожалуйста”.
В расписании наравне с математикой и физикой – эстетический курс “Культура и искусство”, обязательные основы классического танца. Кружок бальных танцев популярен так же, как и боцманский клуб. Занимаются курсанты с воспитанницами районной Школы гармоничного развития. Только не подумайте, что здесь учатся этакие ангелочки!
Между прочим, нынешние флотоводцы не стесняются признаваться в таких шалостях. Вице-адмирал Леонид Иванович Жданов говорит, что забиякой не был, но драться приходилось. Например, в девятом классе с двумя друзьями вели “бой” против пяти гражданских пацанов, которые пытались задеть девушек, с которыми дружили курсанты. А вице-адмирал Юрий Кайсин и вовсе согласился рассказать о своих мальчишеских шалостях только после того, как уволится в запас. Так что и драчуны становятся адмиралами! Главное, чтобы подростки не делали подлостей, умели отвечать за свои поступки и не становились друг другу врагами. Чтобы не оставалась в сердце ненависть. А вот это уже задача воспитателей.
Кажется, с этой задачей они справляются. И уверенно говорят: “Наши воспитанники никогда не предадут – ни друзей, ни семью, ни Родину”. Настоящие мужчины нужны всегда. Слава Богу, что они еще есть. С праздником вас, воины!
Александра АЛЕШИНА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Санкт-Петербург
Комментарии