Выпуск n 12
1996 г.
Как нельзя зарабатывать деньги
Радикальные перемены последних лет в экономике страны обернулись для образовательных учреждений всех типов и уровней не только перебоями в финансировании, но и возможностью самим зарабатывать деньги. К сожалению, для многих из них эта возможность стала единственным способом латать дыры в бюджете. Поэтому все больше учебных заведений по стране вводит платные образовательные услуги. Дело, однако, новое, а потому нередко возникает путаница – какие услуги могут осуществляться за плату, а какие – нет. Мы уже публиковали документ Министерства образования (“УГ” n1), посвященный незаконному взиманию средств с обучающихся в школах и профессиональных училищах. Однако не избежала подобных проблем и высшая школа. В одном из пединститутов страны, не найдя денег на дипломы (незащищенная статья бюджета!), руководство предложило студентам скинуться на закупку необходимых бланков. Всячески сочувствуя бедственному положению вузов и одобряя в целом их предприимчивость, мы, думается, не должны забывать и о соблюдении конституционных прав студентов. Потому мы предлагаем вниманию всех заинтересованных лиц разьяснение Госкомвуза России об условиях предоставления дополнительных образовательных услуг. Надеемся, что этот документ не пройдет мимо внимания как руководства вузов, так и зачисляемых в эти дни абитуриентов и поможет им регулировать свои взаимоотношения строго в рамках закона.
Министерство образования Российской Федерации
Письмо от 14.06.96 г. n 27-М
О реализации Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях
В Министерство образования Российской Федерации поступают многочисленные письма и обращения из образовательных учреждений с просьбой согласовать или дать экспертную оценку учебных планов, составленных на основе Базисного учебного плана.
Опыт трехлетней работы школ по Базисному учебному плану дает возможность сделать некоторые обобщенные выводы по его использованию.
Основные идеи учебного плана, по мнению руководителей образовательных учреждений, реализуются большинством образовательных учреждений, в том числе и сельских.
Федеральный компонент Базисного учебного плана дал возможность сохранить в условиях отсутствия утвержденных государственных стандартов единое образовательное пространство в России.
Реализация регионального компонента позволила большинству регионов России создать учебники и программы, учебные курсы, раскрывающие национальные, культурные особенности региона, историю и географию малой родины. При этом региональные органы управления образованием рекомендуют образовательным учреждениям изучать эти курсы в контексте с соответствующими курсами федерального компонента Базисного учебного плана, не увеличивая количество предметов, не создавая большого числа одночасовых курсов.
Использование в учебном плане школьного компонента позволило каждой школе создать свое неповторимое “лицо”, обеспечить индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.
Нередкой стала практика создания в одной школе нескольких учебных планов для параллельных классов. В школе существуют общеобразовательные гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные профили. Интересно реализуется школьный компонент учебных планов в общеобразовательных учреждениях: гимназия при Государственном Русском музее (г.Санкт-Петербург), языковой лицей n 2 (г.Екатеринбург), экспериментальная СШ n 47 (г.Иркутск), СШ n 12 (г.Тверь), Белорецкая математическая школа (Башкортостан), школа n 41 (г.Кострома), Вязьма-Брянская СШ (г.Вязьма), гимназия n 1 (г.Брянск), СШ n 10 (г.Ржев), СШ n 44 (г.Липецк), СШ n 19 (г.Омск), лингвистическая СШ n 130 (г.Новосибирск), СШ n 23 (г.Краснодар), СШ n 10 (г.Барнаул), Балашихинская школа n 26 (Московская область) и другие. Для Российской Федерации особо ценным является накопление такого интересного опыта создания индивидуальных учебных планов.
Однако опыт введения Базисного учебного плана выявил некоторые негативные тенденции. Нередко региональные органы управления образованием не рекомендуют, а требуют неукоснительного введения в учебные планы общеобразовательного учреждения определенного ими регионального компонента. При этом, как правило, значительно увеличивается число изучаемых предметов, в том числе одночасовых. Такая жесткая позиция региональных органов управления образованием приводит к значительному сокращению, а в некоторых случаях и к исчезновению школьного компонента.
К недостаткам реализации школьного компонента Базисного учебного плана можно отнести введение учебных предметов, не связанных с углублением общеобразовательной подготовки, а узкоспециальных, ориентированных либо на модные веяния, либо на определенный вуз, не связанных с общеобразовательной подготовкой. Подчас вводятся предметы, по которым не подготовлено программно-методическое обеспечение.
Поскольку общеобразовательные учреждения, как правило, являются муниципальными, нередко опыт их работы по введению Базисного учебного плана остается малозамеченным на уровне региона. Просили бы органы управления образованием поддерживать коллективы школ, находящихся в творческом поиске, творчески реализующих возможности Базисного учебного плана.
В связи с тем, что в настоящее время Министерством образования разрабатывается проект Федерального закона “О государственных образовательных стандартах основного общего образования”, просим высказать свои предложения по совершенствованию Базисного учебного плана.
Министр Е.ТКАЧЕНКО
Письмо от 02.04.96 n 31-32-38ин/03
О дополнительных образовательных услугах
В Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию участились обращения граждан, работников администраций субьектов Российской Федерации и правоохранительных органов о правомочности отнесения отдельных видов деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования к платным образовательным услугам, оказываемым гражданам, обучающимся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субьектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Руководствуясь Законом Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 n 12-ФЗ и типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования,
Госкомвуз России разьясняет:
1. Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования в рамках направления (специальности), по которой обучается студент, включая ликвидацию академической задолженности, различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных, практических работ и т.д., относятся к основной деятельности учебных заведений, и взимание платы за них не допускается.
2. Вступительные испытания в учебное заведение, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачислении в учебное заведение, перевод из одного учебного заведения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, аттестация экстернов, получающих образование впервые, не являются дополнительными образовательными услугами, и взимание за них платы не допускается.
3. Студенту должны быть обеспечены условия бесплатного пользования библиотекой и другими информационными фондами учебного заведения, необходимыми для успешного освоения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.
4. Учебное заведение должно обеспечить бесплатное прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, предусмотренных учебным планом.
5. Заключение студентами договоров (контрактов) с работодателями, предусматривающих их дальнейшее трудоустройство, определено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.95 n 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием” и совместным постановлением Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.95 n 73/7. Запрещается принуждение студента к поиску работодателя и требование от работодателя оплаты за выпускника, подготовленного в рамках государственного образовательного стандарта, поскольку законодательством она не предусмотрена. Оказание содействия в трудоустройстве выпускника – прямая обязанность учебного заведения.
6. Неуспевающим студентам должны быть созданы условия для ликвидации задолженностей или они должны быть отчислены в порядке, предусмотренном уставом учебного заведения, перевод их на платную форму обучения запрещается.
7. Выдача студентам и выпускникам документов (справок) о соответствующем уровне (ступени) образования (кроме дубликатов) осуществляется бесплатно.
8. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны обучающимся только по их желанию и за рамками обьемов образовательных услуг, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая федеральный и региональный компонент. Условия предоставления дополнительных образовательных услуг (стоимость, порядок и сроки их предоставления) определяются договором.
Председатель В.КИНЕЛЕВ
Августовские педагогические совещания давно уже являются одним из главных механизмов доведения последних веяний и проблем в методике преподавания до широкой педагогической общественности. Однако если раньше Министерство образования рассылало свои рекомендации по тематике совещаний, исходя лишь из своих соображений о важности тех или иных тем, то в последнее время оно все больше учитывает мнения снизу. Нынешние рекомендации составлены с учетом предложений из регионов и результатов майского совещания в Туле. Конкретное содержание и формы проведения совещаний будут определяться органами управления образованием.
ТЕМАТИКА августовских педагогических совещаний работников образования в 1996 году
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
– Совершенствование механизма взаимодействия между региональными органами управления образованием и органами местного самоуправления в условиях реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
– Реализация положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и нормативно-правовой документации Минобразования России о порядке проведения лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
– Правовое образование как фактор формирования правовой культуры, правосознания, законопослушания.
– Единство образовательного пространства – важнейшее условие единства, неделимости страны.
– Основные проблемы стандартизации содержания общего образования. Механизмы разработки и внедрения стандартов регионального компонента Базисного учебного плана.
– Система правового образования и граждановедения по всей вертикали – от детского сада до вуза.
– Аттестация педагогических кадров как одно из действенных средств перехода к новому качеству образования.
– Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в регионе (финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и программно-методическое обеспечение).
– Проблемы организации взаимодействия органов образования всех уровней, образовательных учреждений и национально-общественных организаций по удовлетворению образовательных потребностей населения в области изучения родных языков и культур.
– Из опыта работы по изучению в национальных школах русского языка как государственного языка Российской Федерации.
– Государственное и мировое значение русской культуры, ее единство и целостность.
– Развитие негосударственных образовательных учреждений в системе образования России.
– Международные проекты и программы как фактор развития в образовании.
– Роль медиаобразования в учебном процессе современной школы, информационное обеспечение системы образования.
– Муниципализация образования. Проблемы, задачи, перспективы.
– Муниципализация образования как очередной этап его развития.
– Новое содержание управленческой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
– Опыт организации платных дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях.
– Реализация дополнительных образовательных программ в образовательном учреждении и нормативно-правовые основы этой деятельности.
– Организация и реализация программного обеспечения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
– Проблемы ориентирования общеобразовательного учреждения на индивидуальные способности, склонности обучающегося.
– Проблемы реализации коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями психического и умственного развития и пути их решения.
– Организация взаимодействия органов управления образованием и органов здравоохранения по медицинскому обслуживанию обучающихся в образовательных учреждениях.
– Проблемы здоровья и организация оздоровительной работы в образовательном учреждении.
– Организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
– Решение проблем профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений.
– Новое содержание и методы совершенствования форм профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
– Организация питания обучающихся в образовательном учреждении – ведущая функция социальной помощи подрастающему поколению.
– Современные подходы по созданию безопасных условий в организации образовательного процесса.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений по обеспечению социальных гарантий прав граждан на образование.
– Деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования.
– Государственно-общественные формы управления системой образования.
– Организация работы управленческой вертикали: федерация – регион – город – район – образовательное учреждение.
– О взаимодействии органов управления образованием, финансовых органов и профсоюзов по всей вертикали управления от Министерства до образовательного учреждения.
– Стратегия содержания образования (исторического, обществоведческого, эстетического, экологического, дополнительного), психологизация учебного процесса как основа гуманизации реформы образования.
– Переход массовой российской школы на вариативное, развивающее обучение, на образование по выбору.
– Работа региональных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по реализации рекомендаций Всероссийского совещания по проблемам сельской малокомплектной, малочисленной школы (г. Орел, май 1995 г.).
– Выполнение решения коллегии Министерства образования Российской Федерации n 21/1 от 06.12.95 г. “О состоянии подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях реформирования образования”.
– Работа с управленческими кадрами в условиях реформирования системы образования.
– Национально-региональные программы развития образования, учитывающие социально-экономические и культурные особенности субьектов Федерации.
– Особенности управления негосударственными образовательными учреждениями региона, взаимодействие с государственными образовательными учреждениями.
– Опыт участия родителей в управлении образовательным учреждением.
– Роль краткосрочных и долгосрочных школьных обменов в развитии образования.
– Формирование единого информационного образовательного пространства.
– Новые экономические подходы в обеспечении школ учебниками (многоканальное финансирование, демонополизация, использование местной полиграфической базы).
– Взаимосвязь радио, телевидения, прессы со школой, направленная на формирование приоритета общечеловеческих ценностей.
– Семья и школа. Педагогика сотрудничества.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ
– Международные документы о правах человека и их реализация в деятельности образовательных учреждений.
– Реализация прав участников образовательного процесса в редакции Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и уставов образовательных учреждений.
– Правовые механизмы реализации Закона “Об образовании” с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 13.03.96 г. n 12-ФЗ.
– Закон “Об образовании”, Закон о местном самоуправлении и Гражданский кодекс. Проблемы корреляции.
– Нормативная и правовая база развития негосударственных образовательных учреждений.
– Комплекс мер по социальной защите работников образования.
– Обеспечение социальной защиты и охраны прав детей.
1. Собственность в системе образования, в том числе:
– формы собственности;
– управление (распоряжение) собственностью;
– использование собственности как способ получения дохода;
– составление реестров государственной собственности;
– приватизация жилого фонда образовательных учреждений;
– анализ действующего законодательства и его применение.
2. Натуральные нормы и нормативы в системе образования и их реализация.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Новые правовые и финансово-экономические подходы к сохранению сети дошкольных образовательных учреждений.
– Регуляция качества дошкольного образования в современных условиях его вариативности и разнообразия.
– Создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
– Обновление нормативно-правовой базы функционирования системы дошкольного образования.
– Анализ кадрового обеспечения специалистами системы дошкольного образования.
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Проблемы преемственности между начальным и основным общим образованием в системах развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
– Особенности урока в системах развивающего обучения.
– Учебный диалог как основная форма работы в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
– Литературное образование младших школьников как начальная ступень единого непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе.
– Проблемы экологического, экономического образования и воспитания учащихся начальной школы.
– Новые подходы в математическом образовании младших школьников.
– Пропедевтический курс истории и правовое образование и воспитание младших школьников.
– Проблемы формирования графического навыка младших школьников.
– Уроки информационной культуры в начальной школе.
– Тестирование как одна из форм контроля в начальной школе.
– Диагностика продвижения ребенка в его развитии и освоении знаний.
– Роль факультативных курсов в общем развитии младших школьников.
основноЕ и срЕднЕЕ (полноЕ) обЩЕЕ обрАЗовАниЕ
Языки и лите╡ату╡а
– Особенности работы по новому параллельному учебнику “Русский язык. 5 класс” под ред. М.Разумовской, П.Леканта.
– Уроки русской словесности в 10-11 классах (по учебному пособию А.И.Горшкова “Русская словесность. От слова к словесности”).
– Уроки риторики в 8-9 классах (по учебному пособию Н.Н.Кохтева “Риторика. 8-9 кл.”)
– Преемственность в обучении русскому языку в начальной и основной школе.
– Уроки русского языка в классах выравнивания.
– Опыт работы по новым учебно-методическим комплектам (Кузовлев В.П. “Счастливый английский”, Селиванова Н.А. “Синяя птица” по французскому языку, Бим И.Л. “Первые шаги” по немецкому языку).
– Преемственность в преподавании иностранных языков в начальной и средней школе.
– Профильное и углубленное изучение иностранного языка в старших классах.
– Проблемы преподавания второго иностранного языка.
– Развивающее обучение в процессе литературного образования.
– Преемственность литературного образования в начальной школе и среднем звене обучения.
– Взаимосвязь искусств в преподавании литературы.
– Современный урок литературы как организационная форма обучения.
– Методика анализа художественного текста. Современные подходы.
– Обучение сочинениям различных жанров.
– Литературное творчество обучающихся.
– Литературное краеведение в школе.
– Организация работы школьного театра.
– Подготовка к изучению концентрического курса литературы.
об╬ественные дисциплины
– Гражданско-правовое образование в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
– Воспитание обучающихся в духе свободы и плюрализма на уроках истории и обществоведения.
– Изучение пропедевтических курсов истории и обществознания.
– Опыт работы по новой структуре школьного исторического и обществоведческого образования.
– Региональный компонент исторического и обществоведческого образования.
– Курсы по выбору, углубленные и профильные предметы.
– Методическое обеспечение нового содержания исторического образования.
– Современный урок по общественным дисциплинам. Опыт внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения.
искусство
– Преемственность в преподавании искусства в дошкольных учреждениях и в начальной школе.
– Проблемы углубленного изучения искусства в старших классах.
– Особенности преподавания интегрированных курсов по искусству.
– Опыт преподавания мировой художественной культуры в средней школе.
– Новое в преподавании музыки в общеобразовательных учреждениях.
– Графическая подготовка в общеобразовательных учреждениях и образовательный стандарт.
мате╝атика и инфо╡╝атика
– Особенности проведения письменного экзамена по алгебре в 9 классе в 1996/97 учебном году.
– Преемственность между начальной и основной школой по математике в системе развивающего обучения.
– Особенности уроков математики в системе развивающего обучения.
– Использование проекта образовательного стандарта по математике в организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях.
– Из опыта работы по организации непрерывного математического образования “Школа-вуз”.
– Пути разработки и реализации региональных программ информатизации образования.
– Проект стандарта образования и варианты его реализации в программах по базовому курсу информатики в средней школе и в системе начального профессионального образования.
– Проблемы изучения профильных курсов по информатике в Х-Хi классах средних общеобразовательных школ.
– Проблемы изучения пропедевтического курса информатики в i-vi классах общеобразовательных школ.
– Проблемы оснащения и организации занятий в кабинете информатики с учащимися различных возрастных групп.
Естественнонау╖ные дисциплины
– Современные технические средства в образовании.
– Преемственность между содержанием образования начальной и основной школы по предметам естественнонаучного цикла в системах развивающего обучения.
– Из опыта работы по организации непрерывного естественнонаучного образования “Школа-вуз”.
– Особенности уроков естественнонаучного цикла в системах развивающего обучения.
– Проект стандарта образования и варианты его реализации при организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях.
– Формирование целостного научного мировоззрения на уроках естественнонаучного цикла и факультативных занятиях.
– Развитие творческих способностей учащихся при выполнении демонстрационного и лабораторного эксперимента на уроках естественнонаучного цикла.
– Соблюдение правил техники безопасности при проведении демонстрационного и лабораторного эксперимента на уроках физики и химии.
– Проект стандарта по экологии и варианты его реализации в программах и учебниках по курсу “Экология”, 9 класс.
– Формирование экологической культуры – основная цель экологического образования. Задачи и принципы экологического образования на уроках естественнонаучного цикла.
– Проблемы оценки уровня естественнонаучной подготовки обучающегося.
– Основные психолого-педагогические этапы жизненного пути человека. Сексуальная культура и здоровье человека.
Эконо╝ика
– Проект Федерального компонента стандарта экономического образования. Пути его реализации.
– Структура, место и роль экономического образования в учебном плане общеобразовательного учреждения.
– Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
– Подготовка, переподготовка и пути повышения квалификации учителей экономики. Организация методических обьединений учителей экономики.
технология
– Роль образовательной области “Технология” в формировании общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, обеспечении ее профессионального самоопределения.
– Пути использования местных условий в принятии конкретных мер по укреплению учебно-материальной базы школьных учебных мастерских, межшкольных УПК, УПМ, других форм организации трудовой и начальной профессиональной подготовки обучающихся.
– Новые программно-методические комплекты “Технология”, “Твой уютный дом” и пути их улучшения с учетом местных условий и особенностей.
– Проекты государственных образовательных стандартов по образовательной области “Технология”, их обсуждение на региональном уровне, включение национально-регионального компонента.
– Роль экспериментального курса “Человек-труд-профессия” в осознанном выборе профессии, профессиональном самоопределении учащихся общеобразовательных учреждений.
– Взаимодействие с предприятиями, организациями, службой занятости, органами местного самоуправления в решении проблем занятости подростков, учащейся молодежи, их трудоустройства.
Физи╖еская культу╡а. основы безопасности жизнедеятельности
– Проблемы здоровья и организация физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении.
– Образовательная направленность урока физической культуры.
– Формирование мотиваций и интереса обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
– Организация учебных занятий по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” в связи с различными программами.
– Опыт организации подготовки к службе в армии в ходе реализации программы по ОБЖ.
– Организация военно-спортивных клубов как одно из условий успешного освоения курса ОБЖ.
– Основы медицинских знаний в программах по физической культуре и ОБЖ.
– Проблемы здорового образа жизни как одно из направлений основ безопасности жизнедеятельности.
– Двигательная активность – одно из направлений в оздоровлении школьников.
БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
– Роль библиотек общеобразовательных учреждений в осуществлении государственной образовательной политики.
– Обеспечение общеобразовательных учреждений учебной литературой в условиях дезинтеграции.
– Библиотеки образовательных учреждений в образовательном информационном пространстве.
– Информационно-библиографическая поддержка педагогического коллектива образовательного учреждения.
– Школьная библиотека в проведении национальной образовательной политики.
– Совершенствование работы библиотеки и педагогического коллектива по формированию культуры чтения обучающихся.
– Библиотека и компьютерная технология.
– Профессиограмма школьного библиотекаря.
– Проблемы учета сохранности книжных фондов и их списание.
ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
– Социальная роль вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в обеспечении занятости подростков и оказании им психолого-педагогической помощи.
– Совместная работа вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и служб занятости населения по трудоустройству обучающихся подростков и их профориентации.
– Гуманизация образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях как условие педагогической реабилитации трудных подростков.
– Решение проблем дифференцированного обучения в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
– Организация образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных школах в ИТК. Расширение диапазона профессионального общения педагогов школ ИТК и ВТК.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СЛУЖБА
– Обеспечение четкого функционирования механизма реализации федеральных законов и иных нормативных актов в области образования, здравоохранения, социального обеспечения детей и подростков, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
– Обеспечение системы мер по усилению защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности.
– Создание условий детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей.
– Обеспечение системы мер по охране здоровья и совершенствованию медицинского обслуживания детей и подростков в различных типах образовательных учреждений совместно с органами здравоохранения и санэпиднадзора.
– Организация профилактической работы по предупреждению распространения курения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.
– Профилактика правонарушений и безнадзорности детей и подростков.
– Финансово-экономическое обеспечение детских домов в условиях рыночной экономики.
– Профориентация, трудовое и начальное профессиональное обучение, социальная адаптация воспитанников детских домов.
– Реабилитация детей-сирот в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
– Разнообразие методов и систем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в современных условиях.
– Проблемы и пути решения обеспечения коррекционных образовательных учреждений программами, учебными планами и пособиями.
– Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
– Опыт работы специальной школы по трудовому обучению, профориентации и трудоустройству детей с отклонениями в развитии.
– Компенсирующее обучение и профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков.
– Коррекционно-развивающая работа с детьми риска в общеобразовательных учреждениях.
– Практическая психология в работе по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков.
– Взаимодействие практического психолога с педагогическим коллективом школы.
– Психическое здоровье детей и подростков: междисциплинарный подход.
– Работа практического психолога в специальных коррекционно-воспитательных учреждениях и классах компенсирующего обучения.
– Организационная структура социально-психологической службы учебного коллектива.
– Дифференцирование учебной группы на подгруппы различной психологической ориентации в деятельности школьного психолога.
– Динамика развития психологической службы учебного коллектива.
– Организационная модель службы практической психологии образования.
– Основы организационной деятельности центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
– О формах организации полового воспитания и обучения детей и подростков в условиях учреждений образования.
– Специфика деятельности практического психолога в учреждениях интернатного типа.
– Организация деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
– Межведомственное взаимодействие в решении вопросов создания реабилитационного пространства для детей с девиантным поведением.
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Допрофессиональная подготовка молодежи как фактор развития системы профессионального образования.
– Психологизация профессионального образования как фактор его развития.
– Особенности развития системы начального профессионального образования в современных условиях.
– Реализация государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в практике образовательного процесса.
– Роль методических органов профессионального образования в условиях реализации требований государственных образовательных стандартов.
– Многоуровневое профессиональное образование в профессиональных лицеях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Обновление программного обеспечения дополнительного образования, конкурс авторских программ, участие в iii Всероссийском конкурсе.
– Проблема развития творческого потенциала ребенка средствами искусства.
– Взаимодействие общего и дополнительного образования (решение коллегии “О развитии эстетического образования в общеобразовательном учреждении”).
– Практика взаимодействия учреждений образования и культуры, реализация долговременных тематических программ.
– Система работы с одаренными детьми.
– Опыт взаимодействия с семьей в приобщении учащихся к основам культуры и искусства, техническому творчеству, спорту.
– Практика подготовки кадров дополнительного образования.
– Опыт создания и деятельности инновационных учреждений дополнительного образования.
– Личность педагога дополнительного образования как фактор привлечения ребенка к творческой деятельности, ранней профессионализации, свободе выбора образовательной сферы.
– Система приобщения учащихся к традиционной народной культуре и искусству.
– Анализ эффективности массовых мероприятий со школьниками.
Комментарии