В каждой школе есть ребята, которые в силу тех или иных обстоятельств не справляются с учебной программой и которых родители не хотят переводить в коррекционные образовательные организации. Теперь у этих «вечных двоечников» появился шанс не только получить аттестат об окончании школы, но и обзавестись профессиональными навыками. В прошлом году несколько петербургских колледжей приняли на обучение восьмиклассников.
По словам директора Автодорожного колледжа Михаила Полякова, так сложилось исторически, что система среднего профессионального образования всегда помогала тем, кому было трудно обучаться в массовой школе. Причем большинство из этих «трудных» ребят все-таки головастые, то есть молодые люди, думающие о своем будущем. Не случайно многие из них после сдачи ГИА (около 40%) продолжают обучение в колледже. Важная деталь: продолжая учебу в школе, только 10-20% из них смогли бы сдать экзамен после 9-го класса, тогда как в колледже его сдают 60-90%. Возможно, причину следует искать в том, что в колледже подростки помимо обычных уроков еще работают в мастерских, учась что-то делать своими руками, труд любого дисциплинирует.В то же время, как заметила директор Радиотехнического колледжа Марина Добрякова, пришедшие год назад в учебное заведение восьмиклассники оказались очень сложным контингентом. Прежде всего потому, что у многих был низкий уровень как знаний, так и культуры. Кроме того, среди ребят немалая часть детей-инофонов. Поэтому необходимо было разработать целую концепцию по вовлечению и адаптации подростков в студенческую жизнь.По признанию Марины Добряковой, главной управленческой задачей в этой ситуации становится перестройка педагогического коллектива. С таким детским контингентом необходимо пересматривать формат ведения занятий. Как пояснила Марина Добрякова, педагоги учились по-новому вести урок: не в формате «открыл тетрадь и записал», а в формате обратной связи, когда возникает интересный диалог.Сегодня на базе Радиотехнического колледжа проходит опытно-экпериментальная работа по проекту «Потенциал 360», то есть обучение друг от друга. Основная цель, которая при этом преследуется, – выявить разнообразные таланты как у детей, так и у взрослых. Одним из мероприятий проекта стал праздник «Открытый университет», на котором и педагоги, и дети, и родители демонстрировали свое мастерство. Например, как за 40 минут открыть свое частное предприятие или как научиться танцевать аргентинское танго и т. д. Было проведено 15 потрясающих мастер-классов, в которые включились абсолютно все присутствовавшие на празднике. С помощью подобных методик можно помочь и детям, и взрослым изменить представление о себе в этом мире.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии