search
main
0

Из чего складывается самооценка? Когда ее надо формировать?

Советы родителям

Важнейшая характеристика человеческой личности – ее самооценка, предпосылки формирования которой начинают закладываться еще в младенческом возрасте. Ласковый разговор с малышом, физический и зрительный контакт с ним, улыбки взрослого – это способы, при помощи которых малыш чувствует свою значимость для близких. Благодаря этому у него формируется положительное отношение к людям, к миру в целом и к самому себе.

В дошкольном возрасте самооценка ребенка находится в стадии формирования. Адекватной в этом возрасте считается завышенная самооценка, то есть положительный образ самого себя. Она напрямую зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его деятельности значимые для него взрослые. А к 7-8 годам, когда ребенок, приходя в школу, сравнивает себя с другими, самооценка может быть адекватной, или заниженной, или завышенной. Давайте вспомним мультфильм про мышонка, который пел свою песенку: «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!» В самом начале мультфильма мы видим, что у мышонка завышенная самооценка. Он считает, что он самый лучший, не соизмеряет свои силы, считает, что ему любое дело по плечу. Мы видим рассогласование между тем, каким видит себя мышонок, и реальным поведением. Затем под руководством мудрого бобра и других животных самооценка мышонка становится адекватной. Мышонок легко осваивает новое дело, чувствует свою успешность, рад общению с другими.

Так как самооценка складывается на основе мнения значимых взрослых, родителям необходимо:

  1. Говорить ребенку о своей любви к нему, проявлять ее («Я рада, что ты у меня есть»).
  2. Почаще обнимать. Объятия – это не только приятно, но и очень полезно. По мнению американского психолога Вирджинии Сатир, для выживания человеку нужно в день не менее четырех объятий, для поддержки – восемь, а для здоровья – двенадцать.
  3. Быть последовательным. Пусть ваши требования соответствуют уровню развития ребенка и его возрасту.
  4. Не вешать ярлыки (растяпа, копуша, неряха). Как корабль назовешь, так он и поплывет.
  5. Благодарить, поощрять, подбадривать, сочувствовать и хвалить («Спасибо, что помог мне…», «Ты хорошо придумал…», «Это было трудно, но ты справился…»).
  6. Давать право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не ругайте ребенка при других, не наказывайте, пусть у него будет возможность понять свой промах и исправить ситуацию, а его репутация в глазах окружающих при этом не пострадает.

Если у ребенка заниженная самооценка, можно поиграть в следующие игры.

 

«Что я умею делать хорошо?»

Играют все члены семьи. Каждый из участников по очереди называет то, что он умеет делать хорошо. При затруднении другие дополняют ответ участника.

Важно: игра дает возможность ребенку понять, что каждый член семьи (и он в том числе) может сделать для общего блага: чем помочь другим, к кому обратиться за помощью в случае затруднений, чем он ценен для окружающих.

 

«Я король»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля. Он сидит на троне и дает указания, издает законы. Время царствования – 5-7 минут.

Важно: игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость, стать более уверенным, формулировать свою точку зрения, обозначать свои желания.

 

«Я!»

Выбирается именинник (все по очереди должны побывать в этой роли). Именинник встает на стул. Все другие участники называют хорошие качества. Если именинник услышит качество, которое свойственно ему, он громко кричит: «Я!» Это качество записывается на листок бумаги. Когда все качества исчерпаны, участники хором повторяют все качества, которые свойственны имениннику.

Важно: в игре у участников появляется возможность составить представление о себе, положительный образ, который добавит уверенности.

 

«Что мне нравится в тебе?

Все участники встают в круг. Каждый из группы высказывается: «Мне нравится в тебе…» Можно играть в паре: участники по очереди говорят друг о друге.

Важно: игра позволяет увидеть себя глазами другого человека, узнать, какие положительные качества отмечают в тебе другие, стать более значимым в своих глазах.

Предложенные игры не только повышают самооценку всех играющих, но и сближают всех членов семьи, помогают научиться выражать свои чувства, уважительно относиться друг к другу, понимать свою самоценность.

 

Людмила КОЧУКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте