На очередном заседании Правительство Москвы обсудило итоги реализации государственной городской программы «Столичное образование» в 2013 году. С основным докладом выступил министр образования Москвы Исаак Калина.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Мы ставили перед собой задачу, во-первых, укрепления материально-технической базы московского образования. За последние годы в Москве созданы более 100 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях, за счет чего мы практически полностью удовлетворили заявки родителей детей от трех до семи лет, практически в 2 раза увеличилось количество детей младше трех лет, которые посещают наши детские дошкольные учреждения. Помимо этого были построены более 30 школ, проведены капитальные ремонты образовательных учреждений, спортивных площадок возле школ, проведена массовая замена компьютерного оборудования, информатизация учебных заведений. Во-вторых, введены новые системы финансирования школ, система нормативно-подушевого финансирования, когда деньги следуют за учащимися, сам норматив оплаты за образовательную услугу на одного ученика по некоторым школам увеличился более чем в 2 раза. Все это позволило создать совершенно иную ситуацию в наших образовательных учреждениях с точки зрения возможностей улучшения качества преподавания, в частности, заработная плата учителей приблизилась к 70 тысячам рублей, дальше за этим сегментом по среднему уровню заработной платы идут уже федеральные государственные служащие и банки. Сегодня введены системы самоуправления школ, которые в значительной степени активизировали родительскую и ученическую общественность в части самоуправления школ, контроля за тем, что там происходит. В результате количество учащихся, которые сдают экзамены с хорошими и очень хорошими оценками, в московских школах увеличилось вдвое, значительно улучшены результаты как в московских, так и в общероссийских школьных олимпиадах. Количество школ, про которые можно с уверенностью сказать, что там высокий уровень преподавания, хорошее качество обучения, также в разы увеличилось.Задачами на 2014 год перед системой образования стали дальнейшее улучшение качества образовательных услуг и, конечно, дальнейшее укрепление материальной базы, строительство новых детских садов, школ, потому что, слава богу, количество детей в Москве с каждым годом увеличивается, город наш молодеет, это ставит новые задачи перед системой как дошкольного, так и школьного образования. С учетом последних событий нам необходимо уделить самое пристальное внимание безопасности в школах, но я должен предостеречь от простых решений, когда мы путем установки каких-то железных конструкций и поисковых систем пытаемся решить глубинные проблемы в школе, связанные с недостаточным вниманием к воспитанию подростков, профилактике преступности. Мы говорим, что педагоги и вообще школа должны не только давать знания, но и воспитывать детей, а чтобы воспитывать, у педагогов должно быть время. Мы говорили с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым о том, что в рамках тех образовательных стандартов, которые существуют, есть возможность сделать нагрузку более оптимальной, щадящей как для самих педагогов, так и для учащихся, чтобы не получалось так, что отличники или те, кто хочет ими стать, перегружены и занимаются по 12-14 часов, а те, кто не хочет учиться, при любом стандарте не учатся.Москвичи стали больше обращаться, они не стесняются жаловаться на те или иные проблемы, которые существуют в школе, активнее решают проблемы, которые касаются их детей и школьного учреждения в целом.Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования:- Вся государственная программа на 2012-2016 годы в 2011 году утверждалась с бюджетом 1 трлн 538 млрд, а на сегодняшний день с учетом корректировок, с учетом финансирования из разных источников бюджет программы доведен до 2 трлн. Если сравнивать, допустим, с 2010 годом, то финансирование школ и детских садов было 160 млрд с небольшим, сейчас почти 250, то есть оно увеличилось более чем в 1,5 раза.Сегодня 1557 учреждений используют в своей работе более 5 тыс. зданий, там обучают почти 1,4 млн ребят. Продолжается прирост зданий, строители только в этом году сдали новые объекты на 5 тыс. мест для дошкольников и на 6,5 тыс. мест для школьников. Капитальные ремонты проведены в 342 зданиях, текущие – в более чем 1,5 тыс. зданий, благоустроены 519 территорий, при этом благоустройством территорий с этого года нам вплотную помогали заниматься (а, по сути дела, взяли на себя) префектуры, сегодня благоустройство идет одновременно на всей территории районов.Сегодня в московских школах используют около 160 тыс. компьютеров, почти 28 тыс. мультимедийных проекторов и свыше 16 тыс. интерактивных досок. Для повышения эффективности использования всего этого богатства в 2013 году был объявлен и проведен конкурс «Школа новых технологий», отобраны 20 учреждений из почти 500 заявившихся, которые активно внедряют образовательные технологии. Эти лучшие школы сейчас получат дополнительный ресурс и от Департамента образования, и от Департамента информационных технологий. Их опыт будет, естественно, распространяться, тиражироваться, мы надеемся, что следующий этап конкурса нам позволит отобрать еще 200 школ для расширения числа школ, эффективно и результативно использующих современные технологии. Эта работа проводится не только в сотрудничестве с Департаментом информационных технологий, но и с привлечением ведущих российских и зарубежных IT-компаний.Конечно же, важнейшее направление – повышение престижа профессии учителя. Если брать в среднем педагогических работников других категорий, то зарплата в 2013 году достигла 60 тыс. рублей, что, конечно, намного больше, чем она была у учителей, а у учителей она достигает 69 тысяч рублей. Мы много внимания уделяем повышению квалификации учителей. По поручению мэра Москвы с 1 сентября 2013 года мы передали самим школам и бюджет, и право выбора программ повышения квалификации, это убирает из системы навязанные, ненужные учителям курсы, программы повышения, то есть сегодня у них выбор. Мы вводим новые формы развития педагогов, с 24 декабря 2013 года организован еженедельный лекторий для учителей, причем лекторами были заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия Александр Кибовский (министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Сергей Капков директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Эти встречи, честно говоря, лучше любых курсов повышения квалификации: отнимают очень мало времени, а дают огромный эффект, который, конечно, и для учеников тоже будет важен. У нас есть договоренность о таких встречах и с членами Правительства Москвы, и с академиками, и с деятелями культуры, практически уже составлен график таких встреч. Мы практически уходим от какой-либо бумажной работы наших учителей. Стократное заполнение одних и тех же бумажек уходит с введением электронных журналов и электронных дневников, это практически остается единственным учетом работы учителя и, кстати, учеников тоже. Все остальное уже делается в автоматическом режиме и не силами самих учителей.Мы провели достаточно серьезную аналитическую работу в школах Москвы, сегодня 168 школ переходят, условно говоря, на эффективный учебный план, где почасовая нагрузка и самих учителей (при этом зарплата у них абсолютно не зависит от количества часов в новой системе), и нагрузка учеников все-таки более оптимальны. При этом мы наблюдаем (очень тщательное идет наблюдение за результатами), что результаты не только не снижаются, но, надо сказать, повышаются. Наверное, это происходит еще и благодаря тому, что сам город предоставляет, особенно старшеклассникам, огромный образовательный, культурный ресурс, который помогает им и вне стен школ скорее развиваться и повышать свое образование. В этом году мы вместе с Департаментом культуры запустили в первый раз городскую олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы», хотя это первая, что называется, проба, почти 200 музеев Москвы, ученики почти 700 школ приняли участие в этом деле – количество ребят, которые посетили музеи, которые изучили многое нужное для них в музее, исчисляется тысячами. Я уверен, что это будет развиваться и дальше. Очень важная для нас задача, где, может быть, мы пока недорабатываем, – это обеспечение удобства взаимодействия московских семей с системой образования. Тот же электронный вид отдельно государственных услуг сегодня помог 110 тысячам жителей с гораздо меньшими хлопотами устроить детей в детские сады, а такой сервис, как запись в первый класс, уже стал абсолютно обыденным, привычным. Интересно, что на сегодня уже 53 тысячи москвичей из тех, которые подали электронные заявления, зачислены в первые классы без каких-либо тревог для себя, при этом более 19 тысяч из них – просто переводом из дошкольных отделений школ (куда они хотели, чтобы их дети попали). Я думаю, что таким удобным для московских семей сервисам мы должны уделять все больше и больше внимания, уже 75% из потенциальных первоклассников учтены, из них более 70% зачислены в первые классы. То есть система стала работать автоматически, сама по себе. Мы готовы предоставить всем первоклашкам места в школах в максимальной близости от места проживания, собственно, для решения этой задачи мы и создавали большие образовательные центры, внутри этого образовательного центра оказалось гораздо больше возможностей, чем у каждой маленькой школы по отдельности.Третий год мы составляем рейтинг, по которому школы получают грант мэра Москвы. Если мы раньше объявляли по 300 школ, то в этом году мы были вынуждены объявить 400, потому что результаты 400-х уже лучше, чем были в прошлом году у 300-х. Впервые Правительство Российской Федерации провело рейтинг лучших российских школ. Москва, естественно, заняла первое место по количеству вошедших 89 московских школ, что кратно больше, чем в других субъектах Российской Федерации. Но мы считаем, что результат московских школ мог бы быть и лучше, надеемся, что если рейтинг будет продолжаться, то в 2014 году результаты будут лучше, причем мы на экспертном совете программы приняли решение, чтобы с 2014-2015 учебного года при составлении московского рейтинга учитывали критерии, оценивающие не только учебную, но и воспитательную, социальную функции школы. В режиме апробации по предложенной экспертами модели мы будем рассчитывать, по итогам обсудим и примем те критерии, которые достаточно объективны, нефальсифицируемы, не провоцируют школы ни на какие антипедагогические действия. В первую очередь это, конечно же, эффективное использование школами объектов социокультурной среды города: музеев, парков, театров, выставочных залов, достопримечательностей в образовательном процессе. Сегодня эти учреждения очень активно с нами участвуют – только по линии Департамента культуры были охвачены более 800 тысяч ребят, воспитанников. И кстати, их родители участвуют в этой работе, на многие мероприятия непонятно, кто кого приводит: то ли родители детей, то ли дети родителей.Для старшеклассников с сентября 2013 года работают два больших проекта. Один под названием «Университетские субботы» развивается на базе вузов – 35 федеральных вузов работают со старшеклассниками. Второй проект «Профессиональные среды», 43 московских колледжа проводят открытые лекции, мастер-классы, тренинги для старшеклассников и их родителей. Участвуют в этих мероприятиях десятки тысяч ребят.Очень перспективным направлением более полного учета интересов москвичей и развития столичного образования стало профильное обучение на базе вузов. С 1 сентября совместно с федеральными вузами (пока с пятью) мы реализуем пилотный проект по созданию профильных классов. Интерес у ребят большой, конкурсы хорошие, поэтому с 1 сентября 2014 года мы отобрали еще пять вузов (это достаточно престижные вузы, заявок было гораздо больше), при которых тоже будут открыты профильные классы старшеклассников.Мы стараемся очень большое внимание уделять государственно-общественному управлению, прозрачности системы образования, поэтому недавно мы организовали общественный совет при департаменте, в который вошли представители профессионального сообщества, общественных объединений, очень известные независимые эксперты, чтобы интересы широких кругов общества были представлены гораздо больше. Мнение этого совета, конечно, мы будем обязательно учитывать. Этот общественный совет дополняет действующий с 2011 года экспертно-консультативный совет родительской общественности, то есть мы сейчас вышли за рамки родительского сообщества.Сегодня работают сайты всех школ, сайт Департамента образования в 2013 году был признан лучшим среди сайтов российских региональных управлений, стараемся освещать систему образования в средствах массовой информации, еженедельно проводим абсолютно открытый видеоселектор, к которому подключаются обычно около 3 тысяч человек, потом еще около 3 тысяч обычно просматривают записи. Тем не менее я считаю, что задача прозрачности, открытости, понимание москвичами и влияние москвичей на то, что делается в системе образования, требует еще очень большой от нас работы.Кроме всех официальных приемов жалоб и обращений у нас на сайте работает сайт обращений к руководителю Департамента. В день я получаю где-то в среднем 50-60 обращений, мы их все рассматриваем, люди почувствовали, что они рассматриваются, количество обращений к нам стало увеличиваться. Меры по обращениям предпринимаем разные, бывают, скажем, не очень приятные для руководителя, вплоть до увольнения, бывает, что мы выступаем как переговорная площадка, урегулируя и интересы родителей, и интересы администрации.Послесловие к отчетуМэр Москвы Сергей Собянин после заседания правительства дал интервью телеканалу «ТВ-Центр», ответив на несколько важных вопросов.- Среди приоритетов реформы образования назывались: повышение доступности образования, повышение его эффективности. Эти результаты достигнуты, какие еще задачи вы ставите перед собой?- Прежде всего нужно было добиться повышения качества образования, я считаю, что в этой задаче мы серьезно продвинулись. За несколько лет количество ребят, которые сдают на хорошие и очень хорошие оценки, увеличилось в 2 с лишним раза. Это значительная динамика. Количество школ, ученики которых показывают хорошие результаты, тоже в разы увеличилось. Если мы раньше говорили о нескольких десятках школ, которые у нас считаются суперпродвинутыми, то теперь более половины школ Москвы дают очень хорошие результаты, две трети, а то и больше школ уже дают весьма приличные результаты, можно не бояться за своего ребенка – если у него есть желание учиться, его научат самым достойным образом. Почти 90 лучших школ России из пятисот – это московские школы. Москва здесь значительно опережает другие регионы.- Эти показатели говорят, что реформы, видимо, приносят результаты. Но каким образом мы добиваемся этого в Москве, ведь просто увеличение зарплаты учителям в два-три раза эффекта не принесет?- Одним приказом этого не сделаешь. Необходимо было создать мотивацию школ, чтобы они конкурировали за учащихся, создать такую ситуацию, когда преподаватели конкурировали бы за место в школе. Первое было достигнуто тем, что мы финансируем школы не по смете, а за каждого учащегося, который приходит в школу. Если он переходит в другую школу, то деньги переходят вместе с ним. В результате если раньше школы говорили: мол, нам учащиеся не нужны, мы уже переполнены, мест нет, то теперь, наоборот, школы борются за учащихся, они рекламируют себя, говорят с родителями. Заработная плата учителей приближается к 70 тысячам, это высокий сегмент зарплаты.- Нельзя обойти вниманием трагедию, произошедшую в школе №263. Какие задачи в связи с этим вы ставите перед системой образования?- Конечно, надо заниматься безопасностью в школах, надо смотреть, как эффективно расходуют те деньги, которые выделяет государство, какие охранные предприятия получают заказ, насколько подготовлены охранники. Видеонаблюдение надо совершенствовать, но главная задача, чтобы не происходили подобные случаи, – вопросы воспитания детей, профилактики преступности. Это гораздо более сложная и системная задача. И если мы в образовании знаем, что это за критерии: получил на ЕГЭ хорошую оценку, значит, ты справился; получил плохую – значит, не справился, то как оценить вопросы воспитания, социальной адаптации детей? Это гораздо сложнее, но тем не менее этим надо заниматься. Такая задача перед Департаментом образования поставлена.
Комментарии