Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Дневник

Итоги-2019

Учительская газета, №52 от 24 декабря 2019. Читать номер
Автор:

Политик года-2019

Юрий ЗИНЧЕНКО, президент Российской академии образования.

Чтобы подвести итоги года в образовании, «Учительская газета» по традиции призвала на помощь экспертов – лауреатов и победителей всероссийских педагогических состязаний, управленцев, а также впервые своих подписчиков в социальных сетях. Как говорится, чем больше мнений, тем лучше.
2018-й. Владимир ПУТИН, Президент Рос­сии.
2017-й. Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Ду­мы РФ по образованию и науке, член Централь­ного штаба ОНФ.
2016-й. Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Пред­седателя Правительства РФ.
Доктор психологических наук, профес­сор Юрий Зинченко возглавил РАО в октябре 2018 года, и примечательно, что именно его, представителя научного сообщества, наши экс­перты назвали политиком года в образовании, Гораздо чаще этот титул достается депутатам и федеральным чиновникам, чем ученым.
Приятно отметить, что РАО под руковод­ством нового президента не утратила, а усилила свое влияние на образовательную по­литику, в том числе как экспертная органи­зация. Так, безусловного уважения заслужи­вает позиция академии по новым проектам стандартов начального и основного общего образования – действительно независимая и честная.
Как отметила на недавнем общем собра­нии членов РАО сенатор Любовь Глебова, «се­годня образовательной политике не хватает обоснованности, доказательности». Недоста­точно научных проработок, исследований, глубокого анализа тех процессов, которые идут в школе.
Восполнить этот пробел по силам Россий­ской академии образования. В этом году РАО запустила масштабное федеральное исследо­вание «Растем с Россией», пилотными регио­нами которого стали Ленинградская область, Якутия и Алтайский край. Его результаты по­зволят в том числе изучить факторы и меха­низмы формирования успешности в обуче­нии на протяжении всей школьной жизни, дать научное обоснование управленческих решений в области образования и воспита­ния. По словам Юрия Зинченко, на основе по­лученных данных будет составлен портрет современного ребенка, который в своей ра­боте смогут использовать различные ведом­ства: Минпросвещения – чтобы корректиро­вать и модернизировать систему образова­ния, Минздрав – чтобы отслеживать влияние цифровых технологий в школе на здоровье детей, Роспотребнадзор – для разработки но­вых СанПиНов, Рособрнадзор – чтобы отсле­дить качество обучения. «Главная задача – сделать образование индивидуальным, то есть когда мы будем знать психологические особенности всех школьников, мы сможем разработать персонализированные маршру­ты обучения для каждого ребенка», – отмеча­ет президент РАО.

Человек года-2019

Майя ПИЛЬДЕС, председатель совета академической гимназии №56 Санкт- Петербурга, народный учитель РФ.

2018-й. Алихан ДИНАЕВ, победитель Всерос­сийского конкурса «Учитель года России»-2018.
2017-й. Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победи­тель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017.
2016-й. Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Госу­дарственного института русского языка имени А.С.Пушкина.
Перечисление заслуг и наград ее гимназии за­няло бы не одну газетную полосу. Сегодня это крупнейший в Северо-Западном регионе обще­образовательный комплекс, в котором обучаются почти три тысячи детей. И когда называют номер этой гимназии – 56, практически любой петер­буржец, да и не только житель города на Неве, свяжет его с именем Майи Борисовны Пильдес. А по-другому и быть не может. Школа, как говорит Майя Борисовна, должна быть авторской. Лицо ее и суть формирует команда, а во главе команды всегда стоит ее командир. Хотя «командир» – это не про Майю Борисовну. Она скорее капитан сво­его огромного учебного корабля, который ведет, правда, теперь уже в статусе председателя совета гимназии, с 1990 года.
В этом году на базе гимназии прошло Общерос­сийское родительское собрание, она принимала участников Петербургского международного об­разовательного форума-2019 и Невской образова­тельной ассамблеи-2019. Майя Пильдес – член орг­комитета и жюри регионального этапа конкурса «Учитель года», который также проходит на пло­щадке академической гимназии №56, как и мно­гие другие крупные педагогические мероприятия.
Майя Борисовна – соавтор культурно-образо­вательного проекта «Петергофские университе­ты», который завоевал Гран-при международно­го конкурса «Интермузей»-2019, член авторского коллектива проекта «Профессионал» – победите­ля регионального конкурса «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга». А еще состави­тель «Календаря юбилейного года» – программы деятельности академической гимназии №56, ко­торая в этом учебном году отмечает свое трид­цатилетие.
Майя Борисовна начинала педагогическое пла­вание с работы пионервожатой, и счастье, что этот прекраснодушный задор остался с ней на всю жизнь. В ее речи и работе ключевое значе­ние имеет слово… «счастье». Дети и взрослые в школе должны быть счастливыми. Это первая и единственная установка от Майи Пильдес. Иного не дано, ибо несчастная школа – это сотни искрив­ленных жизненных путей.
Майя Борисовна Пильдес – народный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Почета. Но есть у нее не менее высокое и емкое звание. Она петербургский учитель.

Событие года-2019

Чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2019 в Казани.

2018-й. Разделение Министерства образо­вания и науки РФ на два ведомства.
2017-й. Победа сборной России на миро­вом чемпионате по профессиональному ма­стерству WorldSkills-2017; успехи российских школьников в международных исследовани­ях качества образования.
2016-й. Назначение Ольги Васильевой министром образования и науки РФ; побе­да сборной России на европейском чемпи­онате по профессиональному мастерству EuroSkills-2016.

Без преувеличения, самым грандиозным событием минувшего года стал чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2019, который проходил в столи­це Татарстана с 22 по 27 августа.
Участие в этом масштабном мероприятии приняли 69 стран. В состав сборной России вошли 63 участника из 24 регионов страны. В неофициальном общекомандном зачете наши ребята заняли второе место, завоевав 14 зо­лотых медалей, 4 серебряные и 4 бронзовые. Первое место у сборной Китая, на счету кото­рой 16 золотых, 14 серебряных и 5 бронзовых наград. Третье место у Кореи, конкурсанты ко­торой завоевали 7 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовые медали.
Представители нашей страны оказались сильнейшими в таких компетенциях, как «Ад­министрирование отеля», «Визуальный мер­чендайзинг», «Изготовление прототипов», «Изготовление изделий из полимерных ма­териалов», «Информационная безопасность», «Лабораторный химический анализ», «Печат­ные технологии в прессе», «Поварское дело», «Ремонт и обслуживание легковых автомоби­лей», «Сварочные технологии», «Сухое стро­ительство и штукатурные работы», «Флори­стика», «Холодильная техника и системы кон­диционирования» и «Ювелирное дело».
Вторые места и серебряные медали заво­евали конкурсанты по компетенциям «Ин­формационные кабельные сети», «Обслужи­вание авиационной техники», «Парикмахер­ское искусство» и «Электромонтаж». Бронзо­выми медалями наградили за третье место участников сборной России по компетенци­ям (3D-моделирование для компьютерных игр», «Мобильная робототехника», «Облицов­ка плиткой» и «Экспедирование грузов».
Напомним, WorldSkills International – между­народное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повыше­ние статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

Проблема года-2019

Обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

Важнейшее отличие новых проектов в том, что в стандартах появилось конкретное со­держание по каждой предметной области. Как утверждают в Минпросвещения России, это сделает работу учителей более понятной со стороны, позволит ответить на вопрос, чему ребенка учат в том или ином классе, облегчит переход учеников из одной школы в другую, при этом останется возможность для творче­ства педагогов и вариативности.
Однако подобное мнение разделяют далеко не все. В сентябре члены Комитета граждан­ских инициатив и ряд экспертов в сфере об­разования, среди которых заслуженный учи­тель РФ, директор московской школы №109 Евгений Ямбург и академик РАО, член Совета по правам человека при Президенте РФ Алек­сандр Асмолов, предложили наложить мора­торий на внедрение новых ФГОС, критикуя их за архаичность. По их мнению, при жесткой фиксации учебного материала невозможны персонализация образования и учет индиви­дуальных особенностей ученика, развитие проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков.
С критикой проектов ФГОС выступила и Российская академия образования, которая по заказу Минпросвещения провела их неза­висимую экспертизу. Эксперты РАО сделали около 500 замечаний и пришли к выводу, что оба проекта требуют существенной доработ­ки и повторного обсуждения.
28 ноября Совет по ФГОС при Минпросве­щения России одобрил обновленные стандар­ты с последующей, окончательной, правкой. Выступая на съезде Российского книжного союза, министр Ольга Васильева выразила надежду, что их доработка будет закончена к 1 января.
По мнению Александра Асмолова, ведом­ство явно спешит, игнорируя риски, о которых заявляют критики новых ФГОС. На декабрь­ском заседании Совета по правам человека при Президенте РФ он предложил создать вневедомственную комиссию для обсужде­ния ситуации с новыми образовательными стандартами.

Проект года-2019

«Урок цифры». Программа «Земский учитель».

2018-й. Национальный проект «Образова­ние».
2017-й. Московская электронная школа.
2016-й. Первый Всероссийский конкурс «Успешная школа»; первый чемпионат регио­нальных учительских клубов (ЧЕРУК-2016).
Всероссийский образовательный про­ект «Урок цифры», стартовавший в декабре 2018 года по инициативе Минпросвещения России, Минкомсвязи и организации «Циф­ровая экономика», набирает обороты. Серия необычных уроков информатики, рассчитан­ных на учеников с 1-го по 11-й класс, в игровой форме знакомит ребят с основами программи­рования и цифровыми технологиями. Кроме того, учебные материалы, разработанные ве­дущими ИТ-компаниями, помогают ученикам сориентироваться в престижных профессиях будущего. По данным Минпросвещения, за год в акции приняли участие более 14 млн школь­ников из всех регионов страны!
31 октября в Москве состоялась конферен­ция «Урок цифры для учителей России», при­уроченная к запуску нового сезона всероссий­ского проекта. Более 150 педагогов из 14 ре­гионов прошли обучение по использованию современных цифровых технологий для по­пуляризации уроков информатики. В тече­ние учебного года планируется провести пять «Уроков цифры» для школьников. Первым стал ноябрьский урок по большим данным от Mail.ru Group. В нем приняли участие свыше 2,6 миллиона школьников, родителей и учи­телей. В декабре прошли занятия от фирмы «1С» на тему «Сети и облачные технологии». В феврале запланирован урок «Персональ­ные помощники» по материалам Яндекса. В марте 2020 года главным партнером урока на тему «Безопасность будущего» станет «Ла­боратория Касперского». И завершится учеб­ный цифровой год уроком «Искусственный интеллект и машинное обучение», подготов­ленным благотворительным фондом Сбер­банка «Вклад в будущее».
Сегодня в России работает около 42 тысяч школ, 26 тысяч из них расположены в сель­ской местности и малых городах. По данным Минпросвещения, дефицит педагогов на селе – примерно 12 тысяч человек. В связи с этим 20 февраля 2019 года в своем ежегодном по­слании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин предложил запустить программу поддержки педагогов, приезжаю­щих на работу в небольшие населенные пун­кты. Проект получил название «Земский учи­тель» по аналогии с уже существующей про­граммой «Земский доктор». Программа нач­нет действовать с 2020 года. Ее участникам выплатят 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей – в остальных регионах. Но за это придется отработать в школе, располо­женной в сельской местности, поселке город­ского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет. Как сообщила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ, проходившем в Белгородской области 5-8 ноября 2019 года, в Налоговый кодекс вне­сены изменения, которые освобождают ком­пенсационные выплаты от налогообложения.
Согласно рекомендациям, которые мини­стерство направило в регионы, участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее или высшее профобразование и отве­чающие требованиям, указанным в квалифи­кационных справочниках и (или) профстан- дартах, в возрасте до 55 лет при условии тру­доустройства в образовательную организа­цию на вакантную должность учителя с объ­емом нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
Кстати, на уровне отдельных регионов про­граммы привлечения педагогов на село уже работают. Например, в Пермском крае мил­лион рублей выплачивается переезжающим в сельскую местность учителям третий год подряд. По условиям региональной програм­мы принять участие в ней могут педагоги не старше 40 лет. Они обязаны отработать учителем на селе минимум пять лет. Спосо­бы распоряжения деньгами для них ограни­чены – миллион можно направить только на покупку или строительство жилья в сельской местности.

Скандал года-2019

Ситуация вокруг лицея- интерната Михаила Щетинина.

2018-й. Дополнительная эксперти­за Федерального перечня учебников.
2017-й. Обвинение выпускницы из Республики Адыгея в незаслуженном получении медали.
2016-й. Разоблачение педагога-педофила в 57-й школе Москвы; вы­ступление Дмитрия Медведева на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме»; письмо РАО о курсе «Православная культура».

Закрытие (приостановку деятель­ности) школы Щетинина считают са­мым серьезным скандалом уходяще­го года в сфере образования не толь­ко эксперты, но и все, кто так или ина­че связан с образованием.
Те, кто следил за экспериментом Михаила Щетинина с самого начала, в курсе, что далеко не все и не всегда складывалось в поселке Текос гладко. Первая попытка закрыть школу пред­принималась еще в 2001 году. Обще­ственная дискуссия о неоднозначных методах воспитания, которые исполь­зовал педагог-новатор, велась доста­точно открыто. Результатом той кам­пании стало не закрытие школы, но лишение ее государственного финан­сирования. Однако деятельность не запретили, и школа работала на день­ги поклонников педагога и на хозрасчете (в тот период широко практиковалось не только полное самообслуживание, но и работа воспитанников в садоводческих и овощеводческих хозяйствах в обмен на продукты).
В 2008 году при содействии Сергея Степашина, посетившего школу, экс­перимент Щетинина получил под­держку на самом высоком уровне: школе вернули и финансирование, и статус федеральной эксперименталь­ной площадки. Перспективы откры­лись огромные, и поток желающих учиться у Щетинина рос и ширился год от года. Конкурс доходил до 50 че­ловек на место. Отбор был серьезным. Тем не менее критика школы продол­жалась… Почему же вдруг чиновни­ки решили ее закрыть в этом году? Догадки посыпались одна за другой, версии высказывались самые разные: от конспирологической до наиболее понятной, лежащей на поверхности, – кому-то очень нужны земля и не­движимость на побережье. Конфрон­тация, выражающаяся в настоящей информационной войне, взаимных обвинениях и даже оскорблениях, на­чалась еще летом, и конца ее пока не видно..
Непонимание продолжится до тех пор, пока истинные причины закры­тия не будут озвучены. Именно отсут­ствие правдивой официальной ин­формации вызывает бурную реакцию родительского и педагогического со­общества.

Наши эксперты

Лауреаты и победители профессиональных конкурсов

Лариса АРАЧАШВИЛИ, учитель русского языка и литературы средней шко­лы №55 «Долина знаний» Волгограда, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №80 Воронежа.
Светлана ВИДАКАС, учитель английского языка Гимназии города Пере- славля-Залесского Ярославской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Марина ЗЕЗКОВА, учитель французского языка гимназии №171 Централь­ного района Санкт-Петербурга, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Дмитрий КОМИССАРОВ, учитель физики средней школы №5 города Лы- сково Нижегородской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Павел КРАСНОВИД, учитель географии Гимназии имени Подольских кур­сантов, Московская область, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Александр МАМАЕВ, учитель истории и обществознания нижнеомской средней школы №1 Омской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учи­тель года России»-2019.
Наиль МИРСАИТОВ, учитель биологии лицея-интерната №2 Казани, при­зер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Михаил РАКИТИН, учитель технологии средней школы №19 Твери, лау­реат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Вероника РОМАНОВА, учитель химии лицея №2 Саратова, призер Всерос­сийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Виктория СКРИПНИКОВА, учитель истории и обществознания Никола­евской средней школы Камчатского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Ольга ФИЗЕР, учитель английского языка вурнарской средней школы №2 Чувашской Республики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель го­да России»-2019.
Милица ЩИПУН, учитель математики школы №4 города Белогорска Амур­ской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019.
Марина ПРОКОПЕНКО, учитель средней школы №8 города Новый Урен­гой Ямало-Ненецкого автономного округа, лауреат Всероссийской олимпиа­ды «Мой первый учитель»-2019.
Елена КУЗНЕЦОВА, учитель, тьютор лицея №4 имени Героя Советского Союза Г.Б.Злотина города Орла, победитель Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель»-2019.
Дарья ПЕНЯСКИНА, учитель средней школы №1 «Школа Сколково-Там- бов», победитель Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель»-2019.
Анна ДАНИЛОВА, учитель октябрьской средней школы №2 Устьянского района Архангельской области, лидер Всероссийской олимпиады «Мой пер­вый учитель»-2019.

Управленцы
Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Республики Карелия.
Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА, начальник Управления образования и науки Тамбовской области.
Галина ШЕШЕРИНА, ректор Тамбовского областного института повыше­ния квалификации работников образования.
Ольга ДЬЯЧКОВА, ректор Карельского института развития образо­вания.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt