search
main
0

Итак, физика!

Учитель в роли режиссера, оператора, сценариста и мультипликатора

Окончание. Начало в №7

Редактор формул MathType позволяет наполнять презентации качественными и понятными формулами, как простыми, так и сложными, что делает его весьма полезным для учителей математики при создании учебных презентаций.

Возможность программирования в VisualBasic делает возможным написание учителем собственных макросов для создания интерактивного урока, тестов, задач и всего, что пожелает душа, тем самым наделяя учителя возможностью контроля правильности выполнения заданий учениками как самостоятельно дома, так и на уроке. Но для меня это пока осталось сложным, не хватает времени и сил разобраться с особенностями программирования.

Конечно, не все можно показать и нарисовать в презентации, некоторые вещи остаются невозможными, но PowerPoint позволяет вставлять как видеоролики, так и флеш-анимации в саму презентацию и использовать их для работы на уроке.

Вот пример некоторых моих разработок для учащихся 7‑8‑х классов на базе телевизионных программ «Кто хочет стать миллионером» и «Сто к одному». Данные игровые презентации используются при обобщении и закреплении изученного материала. (См. рис. 11, 12.)

Также я использую в своих презентациях раздел «Кастрюлька с задачами», в котором учащиеся, находясь дома, могут самостоятельно потренироваться в решении задач по пройденной теме и, если что-то не понятно, посмотреть решение с моими комментариями, а также решить несколько подобных задач для закрепления. (См. рис. 13, 14.)

Это позволяет детям, пропустившим занятия по болезни или другой уважительной причине, не отстать, наверстать упущенное. И конечно, если есть необходимость, я всегда им помогу, проконсультирую дистанционно.

Специально для этого мной была создана группа ВКонтакте «ФИЗвардс». (См. рис. 15.) В данной группе находятся ссылки на «облако», где есть все мои презентации по курсу физики 7‑11‑х классов. Для каждой параллели своя ссылка. По сути, это электронный учебник физики. Многие учителя физики, знающие о моих разработках, с удовольствием берут их и используют на уроках.

Рис.15

Все перечисленные возможности данного программного продукта позволяют включать в урок различные элементы для формирования тех или иных УУД на разных этапах урока. Таким образом, с помощью PowerPoint можно:

– сделать понятный и доступный для самостоятельного изучения конспект урока по презентации;
– наполнить урок творческими заданиями для изучения и закрепления изучаемого материала;
– воспроизвести мысленный эксперимент и погрузить в суть проблемы через анимацию;
– оживить процесс, воспроизвести эксперимент, показать суть работы установки, явления, статичное сделать динамичным;
– «не ждите чуда, чудите сами».

У меня есть мечта сделать большой электронный учебник физики наподобие пятитомника Г.Я.Мякишева и соавторов. Для меня с моими выпускниками он был настоящей библией школьной физики. Да, он емок, его утомительно читать детям, но в нем детально разобрано многое, что потом им очень пригодилось при обучении в вузах. Единственное, чего не хватало, – это оживить все написанное. И вот понемногу я движусь к своей мечте. На данном этапе практически завершено создание презентаций по всему школьному курсу, кое-где еще нужно доработать, дополнить, что-то поменять. Если будет вдохновение и здоровье, то, надеюсь, закончу.

Подводя итог, обобщу все вышесказанное. Для меня презентации с их возможностями – это как музыкальный инструмент, благодаря которому я создаю мелодию урока и управляю эмоциями и чувствами детей. Прикасаясь к их душам, не стесняясь спуститься до их уровня, помогаю им приподняться на ступеньку выше в их становлении как личностей и образованных людей, вдохновляя и наставляя, поддерживая и управляя их развитием.

Меня часто спрашивают, почему не издам сборник, не опубликую его, ведь это многолетний труд, авторские идеи. На что отвечаю просто: это мой маленький вклад в наше общее дело. Хотел помочь детям понять, как прекрасен и удивителен этот мир, как физика открывает его красоту, как она наделяет нас именно тем волшебством, которое они видят, например, в фильмах о Гарри Поттере. Только вместо заклинаний законы физики, по которым живет все сущее во Вселенной, в том числе и я. Разве я могу запретить им к этому прикасаться? Нет. А для моих коллег это большое подспорье, когда у них много учебных часов, большие перегрузки на работе, крайне мало времени остается для создания таких презентаций, тем более если есть своя семья, о которой нужно заботиться. У меня же этого пока нет, но есть знания и силы, желание и упорство. И я смог это сделать: потратил на создание всего того, что вы увидите в папках, девять лет своей жизни. Не жалею, поскольку часто вижу радость от моих презентаций, появившийся у учеников интерес к предмету. Коллеги меня поймут: от детских улыбок, удивления, восхищения сердце бьется чаще, душа окрыляется, и забываешь обо всех трудностях жизни, хочется жить и творить ради них. Недавно ученица 9‑го класса, которая ходит ко мне на подготовительные курсы, сказала: «Я не хожу у себя в школе на уроки физики, мне у вас интереснее». Это вроде и приятно, но больно слышать. Примите от меня этот маленький дар, мой труд: https://vk.com/club170899134.

По всем вопросам, возникшим по применению презентаций, и встреченным ошибкам (а они будут) сразу пишите мне, администратору группы, в личные сообщения. На этом откланиваюсь. Мира вам и добра! И еще. На одном из приютов в районе Поднебесных Зубьев Кузнецкого Алатау висит баннер с такими вот словами: «Не ждите чуда – чудите сами!». Эти слова, на мой взгляд, очень подходят нашей нелегкой профессии.

Сергей ИВАНОВ, учитель физики высшей квалификационной категории, финалист конкурса «Учитель года России»-2011

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте