Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новый подход

IT-полигон

УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

30 декабря 2018 года принята концепция преподавания учебного предмета «Технология», определившая основные направления развития содержания предметной области этой учебной дисциплины.

Сфера обучения адекватно отражает смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе сюда входят компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления, технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов, технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов WorldSkills).

В апреле 2019 года на базе нашей школы был открыт IT-полигон, который стал материальным базисом для переосмысления принципов преподавания и содержания предмета «Технология» в школе №1002.

Нами были проанализированы компетенции, представленные к освоению в рамках стандартов WorldSkills, и технологии, обозначенные в Национальной технологической инициативе (НТИ), что послужило основой для формирования рабочей программы для 5‑8‑х классов. В этих параллелях предмет «Технология» изучается по 2 часа в неделю (68 часов в год), и, как правило, уроки проходят парами.

Сопоставив наши возросшие материальные возможности, мы предложили обучающимся к изучению такие модули, как «Программирование на языке Scratch», «Робототехника», «Черчение», «Компьютерная графика», «Работа на станках с числовым программным управлением», «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Кулинария», «Электроника», «3D-прототипирование», «Знакомство с микроконтроллерами (интернет вещей)» и «Проектная деятельность».

Причем хотелось бы отметить, что большинство модулей взаимосвязаны и развивают и дополняют друг друга. Так, изучение языка Scratch в 5‑м классе готовит ребят к созданию программ для роботов в 6‑м классе, что в свою очередь получает развитие в 8‑м классе, когда в рамках знакомства с платами на микроконтроллерах им приходится управлять сложными электронными устройствами, также оснащенными датчиками и исполняющими механизмами. Модуль «Черчение» находит свое отражение во время знакомства со станками с числовым програм­мным управлением, а еще больше он востребован, когда дети делает то же самое, что они выполняли на бумаге, при помощи систем автоматизированного проектирования, что в свою очередь в дальнейшем требуется при освоении модуля «3D-прототипирование». Апогеем для обучающихся становится работа над проектом в 8‑м классе, где они могут продемонстрировать все те навыки и умения, которые были ими приобретены за 4 года изучения предмета «Технология». В рамках каждого модуля ребята учатся реализовывать свои собственные мини-проекты, что служит подспорьем для формирования мягких навыков.

Мы постарались максимально уйти от гендерного подхода при разработке рабочей программы дисциплины, чтобы каждый обучающийся смог ознакомиться с максимальным количеством современных технологий, которые могут быть использованы как на производстве, так и в быту. В 5‑6‑х классах пока что в большей степени сохраняется традиционный подход, в рамках которого девочки в основном знакомятся с технологиями, необходимыми для успешного ведения хозяйства, а мальчики приобщаются к материальным технологиям, таким как деревообработка, работа на станках. Хотя и в этих параллелях уже начинается знакомство с современными технологиями на базе таких модулей, как «Программирование на языке Scratch», «Робототехника». В 7‑8‑х классах уже нет никакой разницы между программами, которые преподаются девушкам и юношам, все модули ими осваиваются в полном объеме. Такой подход, по нашему замыслу, должен предоставить возможность всем ребятам получить базовые сведения о многообразии современных и перспективных профессий, что в дальнейшем должно позволить сделать им осознанный выбор в пользу продолжения своего обучения в предпрофессиональном классе, классе профильного обучения или по программам среднего профессионального образования.

С целью эффективной реализации образовательного процесса нами была предложена идея преподавания конкретного модуля учителем, наиболее подготовленным к освещению его содержания с профессиональной точки зрения. Для этого перед началом реализации рабочей программы предмета «Технология» был проведен анализ навыков владения содержательным компонентом всеми учителями технологии нашей школы и определены лидеры по каждому из направлений. Это тоже дает положительный эффект как с точки зрения полноты и правильности передачи навыков учителями, так и с точки зрения формирования правильного представления о профессиях, в рамках которых могут быть использованы изучаемые технологии. Также данный подход позволяет максимально гибко подходить к формированию расписания как с точки зрения загруженности конкретных мастерских и учебных аудиторий, так и с точки зрения нагрузки конкретного учителя.

Стоит особо подчеркнуть, что высокотехнологичное оборудование IT-полигона, формирующее техносферу современной школы, на текущий момент используется максимально эффективно, ведь уроки технологии поддерживаются дополнительными общеобразовательными программами технической направленности.
Каждому обучающемуся, который получил первичное представление о той или иной технологии в рамках урочной деятельности, предоставляется возможность присоединиться к объединению дополнительного образования, которое уже сможет более полно раскрыть талант обучающегося и, возможно, позволит ему стать победителем чемпионатов профессионального мастерства.

Использование оборудования IT-полигона на уроках технологии позволяет школьнику увидеть богатство возможностей, которые он может реализовать в проектной деятельности, создав действительно сложный и проработанный проект, достойный победы на значимых конференциях.

Сергей КАРАЕВ, учитель информатики и IT школы №1002


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt