Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Новый подход

IT-полигон

УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

30 декабря 2018 года принята концепция преподавания учебного предмета «Технология», определившая основные направления развития содержания предметной области этой учебной дисциплины.

Сфера обучения адекватно отражает смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе сюда входят компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления, технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов, технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов WorldSkills).

В апреле 2019 года на базе нашей школы был открыт IT-полигон, который стал материальным базисом для переосмысления принципов преподавания и содержания предмета «Технология» в школе №1002.

Нами были проанализированы компетенции, представленные к освоению в рамках стандартов WorldSkills, и технологии, обозначенные в Национальной технологической инициативе (НТИ), что послужило основой для формирования рабочей программы для 5‑8‑х классов. В этих параллелях предмет «Технология» изучается по 2 часа в неделю (68 часов в год), и, как правило, уроки проходят парами.

Сопоставив наши возросшие материальные возможности, мы предложили обучающимся к изучению такие модули, как «Программирование на языке Scratch», «Робототехника», «Черчение», «Компьютерная графика», «Работа на станках с числовым программным управлением», «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Кулинария», «Электроника», «3D-прототипирование», «Знакомство с микроконтроллерами (интернет вещей)» и «Проектная деятельность».

Причем хотелось бы отметить, что большинство модулей взаимосвязаны и развивают и дополняют друг друга. Так, изучение языка Scratch в 5‑м классе готовит ребят к созданию программ для роботов в 6‑м классе, что в свою очередь получает развитие в 8‑м классе, когда в рамках знакомства с платами на микроконтроллерах им приходится управлять сложными электронными устройствами, также оснащенными датчиками и исполняющими механизмами. Модуль «Черчение» находит свое отражение во время знакомства со станками с числовым програм­мным управлением, а еще больше он востребован, когда дети делает то же самое, что они выполняли на бумаге, при помощи систем автоматизированного проектирования, что в свою очередь в дальнейшем требуется при освоении модуля «3D-прототипирование». Апогеем для обучающихся становится работа над проектом в 8‑м классе, где они могут продемонстрировать все те навыки и умения, которые были ими приобретены за 4 года изучения предмета «Технология». В рамках каждого модуля ребята учатся реализовывать свои собственные мини-проекты, что служит подспорьем для формирования мягких навыков.

Мы постарались максимально уйти от гендерного подхода при разработке рабочей программы дисциплины, чтобы каждый обучающийся смог ознакомиться с максимальным количеством современных технологий, которые могут быть использованы как на производстве, так и в быту. В 5‑6‑х классах пока что в большей степени сохраняется традиционный подход, в рамках которого девочки в основном знакомятся с технологиями, необходимыми для успешного ведения хозяйства, а мальчики приобщаются к материальным технологиям, таким как деревообработка, работа на станках. Хотя и в этих параллелях уже начинается знакомство с современными технологиями на базе таких модулей, как «Программирование на языке Scratch», «Робототехника». В 7‑8‑х классах уже нет никакой разницы между программами, которые преподаются девушкам и юношам, все модули ими осваиваются в полном объеме. Такой подход, по нашему замыслу, должен предоставить возможность всем ребятам получить базовые сведения о многообразии современных и перспективных профессий, что в дальнейшем должно позволить сделать им осознанный выбор в пользу продолжения своего обучения в предпрофессиональном классе, классе профильного обучения или по программам среднего профессионального образования.

С целью эффективной реализации образовательного процесса нами была предложена идея преподавания конкретного модуля учителем, наиболее подготовленным к освещению его содержания с профессиональной точки зрения. Для этого перед началом реализации рабочей программы предмета «Технология» был проведен анализ навыков владения содержательным компонентом всеми учителями технологии нашей школы и определены лидеры по каждому из направлений. Это тоже дает положительный эффект как с точки зрения полноты и правильности передачи навыков учителями, так и с точки зрения формирования правильного представления о профессиях, в рамках которых могут быть использованы изучаемые технологии. Также данный подход позволяет максимально гибко подходить к формированию расписания как с точки зрения загруженности конкретных мастерских и учебных аудиторий, так и с точки зрения нагрузки конкретного учителя.

Стоит особо подчеркнуть, что высокотехнологичное оборудование IT-полигона, формирующее техносферу современной школы, на текущий момент используется максимально эффективно, ведь уроки технологии поддерживаются дополнительными общеобразовательными программами технической направленности.
Каждому обучающемуся, который получил первичное представление о той или иной технологии в рамках урочной деятельности, предоставляется возможность присоединиться к объединению дополнительного образования, которое уже сможет более полно раскрыть талант обучающегося и, возможно, позволит ему стать победителем чемпионатов профессионального мастерства.

Использование оборудования IT-полигона на уроках технологии позволяет школьнику увидеть богатство возможностей, которые он может реализовать в проектной деятельности, создав действительно сложный и проработанный проект, достойный победы на значимых конференциях.

Сергей КАРАЕВ, учитель информатики и IT школы №1002


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt