search
main
0

…Историю о случае, происшедшем в одном из районов страны лет двадцать назад, когда авторы этих строк еще учились в школе, передавали из уст в уста. О нем не писала ни одна местная газета. Мальчишку-первоклассника, чем-то провинившегося перед “дембелями”-десятиклассниками, выловили по дороге домой. Трое “старшаков” в течение нескольких часов мучили мальчика, после чего при помощи чернильной ручки ввели ему в вену обычные канцелярские чернила. Спасти ребенка так и не удалось.

Криминальная революция в России – факт, не требующий доказательств. Лексикон обыкновенного законопослушного гражданина пополнился оборотами из “фени”, “блатная” тематика чрезвычайно популярна как на эстраде, так и на телевидении.

Примеру старших стали следовать и дети. “Цветы жизни” в своих цветниках (школах, интернатах и прочих учебных заведениях) заражены зоновской “романтикой” и лихо внедряют ее в жизнь.

Как известно, Восточная Сибирь издавна была местом ссылки неугодных со всей России. Еще со времен ГУЛАГа Сибирь опутана плотной сетью лагерей. Многие из них со временем стали “накопителями” для деятелей криминального мира. В последнее десятилетие, когда экономическая ситуация круто изменилась, бывшие заключенные по выходе из исправительно-трудовых учреждений стали оседать тут же, не имея возможности выбраться из Сибири, обзаводиться семьями. Стоит ли говорить, что это не улучшило состояние общества…

Конечно, криминализация школьной среды в Восточной Сибири – это социальное явление, корни которого глубоко в истоках нынешнего состояния страны. И наше журналистское расследование только затронуло некоторые детали тех скрытых процессов, которые зачастую невидимы и педагогам, и родителям.

О “крыше” и “черной метке”

Рассказывает учитель литературы Л.С.:

– Количество группировок в разных школах колеблется от двух до десяти. В основном в них участвуют ученики 8-11-х классов. В некоторых школах группируются даже 5-7-классники. Самые жестокие – восьмиклассники. Лидерами чаще являются дети из очень обеспеченных семей (так называемых “новых русских”), физически сильные и те, у кого неплохо подвешен язык. Отличники авторитетом не пользуются: у них удобно при случае списать, не более. Девочки объединяются с девочками, мальчики – с мальчиками.

Представители разных группировок очень часто конфликтуют между собой. Поводом для ссоры может послужить что угодно: не так посмотрел(а), не то сказал(а), не так понял(а) сказанное. Ребенку, оказавшемуся вне всей этой системы, очень тяжело, так как у него нет “крыши” (группы физически сильных, сплоченных подростков с наклонностью к криминалу). Чтобы обеспечить себе безопасность, младшие школьники (а иногда и ребята постарше) в складчину, из сэкономленных на школьных обедах денег, нанимают себе “крышу”.

Если же ребенок без “крыши”, ему вручается “черная метка” (записка, в которой указаны время и место проведения разборок). До назначенной встречи он должен найти себе “крышу”. Если приходит один – бьют одного. Если приходит со взрослыми (родителями, учителями), он переходит в категорию “лохов” или “мастевых” – презираемых отщепенцев, которых травит весь коллектив.

В конце концов ребенка либо избивают, либо он отдает деньги (реже, так как суммы очень большие). Есть еще один вариант: на неугодного начинают “давить” психологически – в ход идут мелкие и крупные пакости, анонимные звонки по телефону и записки с угрозами и оскорблениями. Соответственно настраивают против него друзей, иногда учителей. Ребенок находится в почти полной изоляции и единственным выходом из ситуации является переход в другую школу.

Драки бывают очень жестокие, почти без правил, с применением подручных средств, ударами головой о стенку и тому подобное.

Кроме избиений, практикуется система физических унижений.

Малолетние путаны

В некоторых школах противостояние между девчоночьими группировками – это противостояние между благовоспитанными “барышнями” (“девочками-припевочками”, “маменькиными дочками” и т.д.) и девочками “легкого поведения”. Вторые, как правило, более активны, агрессивны и могут позволить себе выпады против тихих и беззлобных отличниц.

Твердых расценок на услуги малолетних проституток нет – девушка сама решает, какую сумму запросить. Правда, нередко клиент, получив свое, отказывается платить, в лучшем случае отделываясь пустяковой суммой или недорогой безделушкой, а в худшем может и изувечить.

Школьные “наркобароны”

Современная школа переняла практически все, чем “богат” криминальный мир, – сленг, систему взаимоотношений между людьми, способы добывания денег и даже пристрастие к наркотикам. Сеть распространителей дешевого зелья законспирирована в среде школьников ничуть не хуже, чем во взрослом мире. На смену токсикомании, которая осталась только на долю неимущих беспризорников, пришли “химка”, марихуана, “экстази” и “винт”.

Рассказывает учитель химии Г.В.:

– Меня поразил один случай. Недавно мои выпускники устроили вечер встречи и пригласили меня. Мы все поехали на дачу Сережи. Этот юноша учился на двойки-тройки, никуда не поступил после школы, но живет сейчас в достатке: роскошная дача, двухкомнатная квартира, купленная им на свои деньги (родители ничего дать ему не могли – люди пьющие), машина… Я поинтересовалась у него, кем он работает. Сережа сказал – менеджером. Потом девчонки рассказали, что еще в школе он начал приторговывать наркотиками, а сейчас у него это дело поставлено на широкую ногу: даже в нашей школе у него есть “служащие” – школьники, торгующие “дрянью”.

Социальная справедливость

по-детски

В обществе произошло резкое имущественное расслоение. Дети родителей, не получающих зарплату по полгода, одеваются и питаются значительно хуже, чем дети состоятельных людей. Для подростков же очень важен свой внешний вид и то, есть ли у них деньги. Многие дети из-за безденежья в семье становятся озлобленными и пытаются “восстановить” социальную справедливость своими силами.

По правонарушениям подростков достаточно часто возбуждаются уголовные дела. Если дело доходит до суда, как правило, дается условное наказание: учитываются все смягчающие обстоятельства (несовершеннолетний, не был судим, положительные характеристики из школы, хорошая обстановка в семье). Однако бывают случаи, когда в отношении несовершеннолетнего возбуждено уголовное дело, но он взял и еще что-то натворил. Тогда его могут поместить в следственный изолятор.

Если ребенок еще не подлежит уголовной ответственности из-за возраста, но упорно совершает преступления, его могут направить в спецшколу или в спецучилище.

Галина СОЛОНИНА,

Екатерина ВЫРУПАЕВА

Иркутская область

Комментарий специалиста

Чаще всего в школах совершаются такие преступления, как побои (статья 116 Уголовного кодекса), грабеж (статья 161 часть 2-я – группой лиц), вымогательство (статья 163 УК). В одной из школ недавно произошел такой случай: два шестнадцатилетних школьника ограбили и избили юношу, который старше их на год. Он что-то покупал в торговом павильоне, они увидели у него деньги, попросили 50 копеек на сигареты (во всяком случае сейчас они утверждают, что это было так). Мальчик им отказал, сославшись на то, что у него нет больше денег. Когда он зашел в подъезд, один из преследователей ударил его по лицу, другой выхватил деньги. Юноша сам заявил в милицию. Мы вместе с ним походили по классам, нашли этих ребят. Они сознались, но только в том, что отобрали деньги. Факт вымогательства нам так и не удалось доказать.

Вымогательство в школах распространено, особенно по отношению к младшеклассникам.

Недавно был такой случай: бабушка узнала, что внук не ходит в школу. Замкнулся, ничего не рассказывает. Сначала у него одноклассники вымогали видеокассеты, он, что мог, давал. Потом начали просить деньги. Денег у мальчика не было – не станет же он воровать у бабушки. Начались угрозы. Срок конкретный установили, когда он должен деньги принести. Недели две ребенок школу не посещал. И в первый день, как пришел, его опять выловили и установили таксу – 100 рублей в сутки. Он отказался. Избили так, что он попал в травмопункт. Однако наказать этих подростков мы не можем – у них пока не наступил возраст уголовной ответственности.

Елена ЛЕБЕДЕВА,

инспектор подразделения по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних Октябрьского РОВД Иркутска

Насилие, жестокость, которые царят в школах, – результат неблагополучной атмосферы в семьях. Насилие имеет корни в семейных отношениях. Детей воспитывают через наказание, пренебрежение. В результате ребенок теряет самоуважение, а среда, в которой он вращается – школьный коллектив, дворовая компания, – очень чутко реагирует на это и начинает относиться к ребенку так же, как и он к себе. Любая непохожесть воспринимается детским коллективом как явление негативное, против которого и начинается активная борьба.

Некоторые родители по старинке советуют своему ребенку, находящемуся в состоянии конфликта с группой, в “честной битве”, один на один доказать свою силу и правоту кулаками. Такой совет не только наивен, но и опасен: даже если ребенок физически крепок, против группы (частенько вооруженной) идти в одиночку – смертельный риск. Если дело дошло до кровавых разборок, родители обязаны обратиться в детскую комнату милиции, сводить ребенка к психологу, чтобы разобраться в истоках конфликта, а если и это не поможет, нужно перевести его в другую школу.

Людмила СВИСТУНОВА,

психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте