search
main
0

История женщины в тени

Космический супрематизм Нади Леже

Надя Леже – одна из самых ярких представительниц парижской художественной школы XX столетия. Талантливый живописец и график, она занималась также монументальным искусством и дизайном, создавала работы в самых разных жанрах и направлениях – от кубизма до соцреализма. Недавно в Оружейной палате открылась уникальная выставка под названием «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже», посвященная 60‑летию первого полета человека в космос.

Одно из изделий супрематической коллекции Нади Леже.
Фото Анны ЮФЕРЕВОЙ

Судьба урожденной Надежды Ходасевич поистине удивительна. Родилась она в 1904 году в деревне Осетище Минской губернии (ныне Витебская область), в бедной многодетной семье. Надя приходилась двоюродной сестрой известному поэту Серебряного века Владиславу Ходасевичу.

Дар художественного творчества проявлялся у девочки с детства. По ночам она часто рисовала при свете коптилки, а в 1919 году, будучи всего 15 лет от роду, самостоятельно отправилась в Смоленск, где поступила в Государственные свободные мастерские («Свомас») при местном Дворце труда.

Смоленская мастерская, которую называли палитрой конструктивизма, с апреля 1920 года стала первым филиалом Витебского УНОВИС (объединения «Утвердители нового искусства»), возглавляемого Казимиром Малевичем. От него и его соратника Владислава Стржеминского юная художница усвоила идеи восприятия мира как единого космического целого и искусства как отражения космоса. Малевича считают отцом супрематизма – направления абстракционизма, выражавшегося в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). «Наслушавшись его бесед, – вспоминала о Малевиче Надя, – я часто ходила по улицам, не видя дороги, задрав голову и устремив глаза кверху, словно можно было воочию узреть в далеком сказочном пространстве мчащиеся конусы и прямоугольники будущего». Так родились ее работы «Движение геометрических форм в пространстве», «Полет геометрических форм», «Движение на луне».

Затем было поступление в Варшавскую школу изящных искусств, куда ее приняли без экзаменов. Надя бедствовала, ей пришлось работать служанкой, модисткой, жить при монастыре, чтобы свести концы с концами. В 1924 году она вышла замуж за художника Станислава Грабовского, спустя год они вместе приехали в столицу искусств – Париж. Там Надя поступила в Современную академию, которой руководили художники-авангардисты Фернан Леже и Амеде Озанфан.

В 1927 году, вскоре после рождения дочери Ванды, Надя Ходасевич-Грабовская ушла от мужа и с головой окунулась в художественную жизнь. Много лет она проработала личной ассистенткой мэтра Леже, а в 1952 году стала его женой. В августе 1955 года 74‑летний Фернан скончался. В память о нем Надя основала в городке Биот Музей Леже, в котором была представлена масштабная коллекция работ художника. Музей был открыт в 1960 году, а в 1967‑м Надя и ее третий муж Жорж Бокье передали музейное здание вместе с коллекцией в дар Франции.

В 1959 году Надежда Ходасевич-Леже впервые за 40 лет посетила СССР. К ее приезду там отнеслись лояльно, во многом потому что Надя являлась активным членом французской компартии. В 1963 году она устроила в Москве выставку Фернана Леже, причем некоторые его работы подарила советским музеям. Кроме того, Надя неоднократно организовывала выставки советских художников во Франции, принимала у себя советских режиссеров, артистов, художников и других деятелей искусства.

Новый этап в творчестве Нади Леже наступил, после того как она узнала о полете в космос своего знаменитого соотечественника Юрия Гагарина. Это событие буквально потрясло ее. В открытии космической эры художница увидела исполнение пророчества, сделанного когда-то ее учителем Казимиром Малевичем: «В человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Надя даже распаковала коробки со своими ранними рисунками 1920‑х годов и по ним написала новые произведения.

10 апреля 1972 года советское правительство наградило Надежду Ходасевич-Леже орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества». В 1976 году Надя Леже преподнесла в дар Советскому государству коллекцию из тридцати семи супрематических украшений на космическую тематику, выполненных по ее эскизам из золота, платины и бриллиантов. Среди них – броши, кольца, часы-браслеты. В 1980‑м их передали Музеям Московского Кремля, где они хранятся по настоящее время. Сама Надежда Ходасевич-Леже скончалась в 1982 году.

Во Франции ей дали прозвище «красная миллиардерша». Вместе с тем она была подвижницей в искусстве, активно занимаясь развитием культурных связей между СССР и Францией. Дарила музеям работы свои и своего мужа Фернана Леже, создала серию мозаик, в том числе с изображением Гагарина. Во многом именно благодаря ей в советской культуре стало возможным более терпимое отношение к модернизму.

Нынешняя экспозиция уникальна тем, что упомянутая коллекция авангардных изделий впервые показана полностью. По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника Музеев Кремля Ларисы Пешехоновой, все представленные в коллекции украшения фактически являются мини-скульптурами. Каждое из них носит имя какой-нибудь планеты или созвездия: «Луна», «Кассиопея», «Андромеда». «В настоящее время это единственная известная коллекция скульптурных ювелирных композиций, созданная знаменитым художником в честь открытия космической эры», – говорит Пешехонова.

Также на выставке можно увидеть портрет художницы работы Фернана Леже, несколько супрематических композиций из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и карандашный рисунок Пабло Пикассо из собрания семьи Карисаловых, выполненный в 1961 году, на котором портрет первого космонавта Юрия Гагарина вписан в силуэт летящего голубя.

В 2019 году в Париже вышла монография под названием «Надя Леже. Необыкновенная история женщины в тени». Казалось бы, она и впрямь всю жизнь находилась в тени Фернана Леже… Но если рассматривать факты ее биографии более тщательно, то видно, что это не так – Надя была яркой и самодостаточной личностью с уникальным талантом в самых различных художественных сферах, позволившим ей не кануть в небытие и даже в следующем столетии продолжать заявлять о себе.

Выставка продлится до 1 сентября.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте