Она появлялась на свет перед восходом солнца, у тлеющего костра. В 12 лет сама становилась матерью, а в 25 – умирала. Она не знала, что такое любовь. Но она знала трудную науку выживания. И она сохранила род человеческий.
Что мы знаем о ней, нашей прародительнице – о древней женщине каменного века? Как жила она, как рожала и чем кормила детей, что наполняло ее суровую жизнь радостью, что причиняло страдания? Эпоха, оставшаяся за порогом нашей эры, едва ли не так же далека от нас, как иные галактики. Слишком гигантский и слишком тернистый путь прошло человечество с тех пор, когда на Земле все еще царствовали льды. Нить родства с нашими праматерями перетерлась.
…Какой мы представляем себе ее, женщину пещерных времен? Впрочем, почему пещерных? На самом деле люди тех времен – за 55 тысяч лет до нашей эры, в самом конце ледникового периода, – вовсе не жили в пещерах в смысле постоянного обитания в оных. Они практически непрерывно… двигались! Это постоянное движение провоцировали отчаянная нужда найти себе пропитание и отчаянное стремление убежать от опасных преследователей – саблезубых тигров, медведей… Идти и идти, лишь изредка останавливаясь во времянках-убежищах, выпадало на долю без исключения всех – мужчин, детей, беременных женщин, кормящих матерей, соплеменников, страдающих от болезней и раненных в поединке со зверем. В движущихся рядах вечных скитальцев не было лишь стариков. Потому что стариков не было в том времени вообще. Люди умирали, не дожив до 30 или едва перевалив за эту черту.
Детство наших древних праматерей – маленьких девочек каменного века – заканчивалось, едва успев начаться. Не у многих из детей была мать: множество женщин погибали при родах или сразу вслед за рождением ребенка. А в 12 лет девочки, уже успевшие повзрослеть от непосильного труда – дети в племенах начинали приобщаться к тяжелой работе, едва научившись ходить, – и сами становились мамами. В таких краях с умеренным климатом, как юг Франции, когда женщине приходило время рожать, ее устраивали на короткое время в пещере. В этом не слишком благоустроенном жилище, полном останков съеденных животных и человеческих экскрементов, юная женщина могла немного отдохнуть перед тем, как двинуться дальше, теперь уже со своим новорожденным малышом. Однако она была еще счастливицей в сравнении с теми, кому довелось жить в суровых краях северной Европы – от Британии до Лапландии – или на необъятных просторах Сибири. Там жизнь племен целиком и полностью зависела от охоты, и охотники, без устали шедшие по следу зверя и одновременно спасавшиеся от зверей, не могли позволить себе даже накоротко разложить бивуак. Племя устраивалось лишь на ночь у костра, выставляя сторожей на случай появления хищников, и лишь в эти короткие предутренние часы, самые тихие и относительно спокойные, женщина могла позволить себе разрешиться от бремени. Именно с тех древних времен в женском организме закрепилась биологическая установка производить на свет ребенка ночью или перед рассветом.
Впрочем, одними лишь материнскими обязанностями роль женщины древнейших времен далеко не исчерпывалась. Она была обязана работать наравне с остальными соплеменниками. Каждый час каждого дня был насыщен заботами, смысл и пафос которых состоял в одном – выжить. Необходимо было неустанно следить, чтобы всегда были наготове орудия охоты, чтобы племя было обеспечено запасами воды и пищи, чтобы не угасал огонь, чтобы целой и пригодной к носке была одежда. Начиная с пятилетнего возраста главной заботой девочек было витье бечевок. Людям из племени требовались тонны этих бечевок, которыми привязывали кремни к древку, топорища к топору, наконечники к стрелам. Бечевками сшивали одежду, бечевками латали дыры на ней. В условиях постоянного сурового холода порванная одежда могла стоить жизни – в ней можно было заморозить себя до смерти. Бечевки шли также на сооружение палаток, одеял, мешков. С их помощью производили обувь, рукавицы и шапки. Женщины и мужчины ледникового периода, разумеется, не были щеголями, но представление о том, что их тела укрывали бесформенные куски шкур, также неверно. Археологические раскопки свидетельствуют, что различных украшений и женщины и мужчины каменного века навешивали на себя в великом множестве. Украшения эти делались по большей части из охотничьих трофеев – зубов и костей животных, а также из янтаря, ракушек, различных окаменелостей. Особенно ценным украшением считался бивень мамонта. Из бивня делались браслеты, медальоны, подвески к кожаным поясам. Дополнительным украшением пещерным модницам служили мех и перья, которые они пришивали к своей одежде. В волосах уже тогда носились заколки, а в одежде – подобие булавок. Статус и занимаемое положение в племени можно было определить по специальным знакам и украшениям. Так, если женщина обшивала капюшон на одежде своего мужа волчьим хвостом, это означало, что ее супруг – глава охотников, ведь ценный волчий мех был добыт им в поединке со свирепым зверем!
Участие женщин в охоте, вероятнее всего, носило ограниченный характер. Однако на плечах женщин лежала масса других обязанностей. Именно им надлежало освоить непростое ремесло обработки оленьих шкур и сохранение их мягкими и гибкими. Чтобы добиться этого, древние женщины придумали смазывать шкуры только что выпотрошенными оленьими мозгами. Потом высохшие шкуры растягивали и коптили, дабы придать им цвет.
Понятное дело, что от начала существования человека на женские плечи легло и приготовление пищи, добытой мужем-охотником. Помимо приготовления мяса женщинам надлежало выкапывать корни растений, что в свою очередь требовало знаний, какие из них съедобные, а какие нет. Эти знания наши прародительницы добывали сами, самостоятельно исследуя окружающий мир, о котором не было написано еще ни одного учебника.
На протяжении многих столетий практически единственной пищей пещерных людей служили мясо и коренья. Но уже за три тысячи лет до нашей эры появился хлеб. И если мужчина каменного века начал сеять хлеб, то женщина стала обрабатывать зерна, взвалив на себя и этот тяжкий труд. Доктор Тея Моллесон из Лондонского музея натуральной истории при исследовании скелетов древних женщин обнаружила следы повреждений позвонков, артрита пальцев ног и костные шпоры на коленных суставах. Ее вывод был таков: именно женщины каменного века работали мельничихами. Потому как, обрабатывая зерно, им приходилось вставать на колени на твердых постаментах, на которых они вращали камни, размалывающие зерно.
Появление муки для людей тех времен означало чрезвычайно много: гарантию пропитания даже при отсутствии удачи на охоте. Однако это же появление первого с великим трудом обмолотого зерна привело к тому, что у древних людей впервые стали ломаться и крошиться зубы. Ведь примитивная мельница оставляла куски зерен неразмолотыми. И эти твердые зерна предательски прятались в запеченном хлебе. Кто же лечил больные зубы? Ну конечно же, женщина. Ей надлежало быть и фармацевтом, и лекарем. Она отыскивала в лесах лекарственные растения и травы, которые способны были облегчить боль при переломах костей, тяготы родовых мук, наконец, боль зубную.
На исходе каменного периода у пещерной женщины появилось поистине революционное кухонное оборудование: сито, так что она смогла наконец просеивать муку. А семь с половиной тысячелетий назад произошла еще одна революция: люди научились обжигать горшки. С появлением гончарных изделий зерно стали готовить на воде, иными словами, в обиход вошли похлебки и каши.
…Согласно данным Джилл Кук, эксперта древнейшей истории Британского музея, продолжительность жизни людей каменного периода составляла всего-навсего от 25 до 32 лет.
Но было ли в ней, этой полной труда, опасностей и лишений жизни, место для радости? И была ли она, эта беззаветная труженица древних времен, хранительница очага, по-женски счастлива? Вероятнее всего, нет. Потому как, несмотря на то, что уже в 12 лет женщина рожала и становилась матерью, о сексе ни она, ни ее муж не знали ничего. Ученые полагают, что жившие в каменном веке супруги не имели понятия, зачем было необходимо спаривание двоих. В те дни люди наивно верили в то, что женщина создает детей… в одиночку! О роли мужчины-отца не было известно людям древности ничего. Не исключено, что именно поэтому долгое время женщину, способную создать ребенка, рассматривали как всемогущую богиню.
Однако до открытия того, кто есть кто в деле воссоздания потомства, оставался уже совсем недолгий путь. Начав приручать и одомашнивать животных, человек со временем пришел к пониманию того, что мужчина посевает семя, а женщина взращивает его. На этом обожествление женщины, увы, подошло к концу. Ее могущественное положение в племени было низвергнуто. Матриархальные племена стали исчезать. На смену им явились мораль и культура патриархата. В этой жесткой мужской эпохе женщине предстояло пройти свой долгий, длиной в тысячелетия, и, как всегда, тернистый путь – вплоть до наших времен. И она прошла его.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии