search
main
0

История «Железной дамы»: 132 года назад открыли самую посещаемую достопримечательность мира

31 марта 1889 года в Париже прошла торжественная церемония открытия Эйфелевой башни, ставшей центром притяжения для туристов со всего мира.

Фото: социальные сети

С 15 мая начался подсчет ее первых посетителей. За минувшие годы «Железная дама», как ее позже стали величать, успела приветить больше 250 миллионов гостей со всех уголков земли. Башня стала главным символом не только французской столицы, но и особого шарма Парижа – города любви и романтики.

А между тем, это инженерное сооружение было задумано с вполне конкретной утилитарной целью. Башню строили как входную арку, ведущую к расположенной на Марсовом поле территории Всемирной выставки 1889 года. Позже ей присвоили имя конструктора. Сам же Гюстав Эйфель называл свое детище скромно: «300-метровая башня».

Изобретатель знал, что его башня – строение временное. Что его снесут через 20 лет. Ровно столько, по условиям ее размещения в черте города, выделили парижские власти «Железной даме».

За это время Эйфель намеревался возместить затраченные на строительство средства за счет туристов. Однако вскоре выяснилось, что на башню можно установить радиопередатчики. По этой, опять-таки, утилитарной причине ее решено было оставить.

Любопытные факты. К слову, в 2012 году Эйфелеву башню оценили в 435 млрд. евро. При этом учитывалась ее историко-культурная ценность, всемирная известность, а также приносимый доход от посещения туристов. Таким образом башня стала самым дорогим сооружением в Европе.

При конструировании объекта Гюстав Эйфель опирался на принципы строения тела, вернее скелета человека. Идеи для своих инженерных расчетов изобретатель черпал в трудах палеонтолога Германа фон Майера.

В частности, он воспользовался объяснениями немецкого ученого, почему бедренная кость не ломается под тяжестью человека. Схема, подсказанная природой, оправдала себя в архитектурном сооружении.

Известно, что возведение башни подобного типа в центре столице вызвало у парижан массовое отторжение. Споры об ее уместности нет-нет, да и сегодня возникают среди французов. А тогда вокруг башни бушевали нешуточные страсти.

На Гюстава Эйфеля рисовали карикатуры, высмеивая его стремление «превзойти строителей египетских пирамид». Противники железной конструкции сформировали «Комитет трехсот», получалось по одному непримиримому комитетчику на метр ненавистной башни.

Любопытные факты. Вес металлического гиганта составляет 10100 тонн. Эйфелева башня четыре десятилетия после ее возведения считалась самым высоким строением в мире. Сегодня рост «Железной дамы» с телеантенной составляет 342 метра. Башню не только посещает, но и фотографирует рекордное количество туристов.

В числе активистов протестного движения были такие знаменитости, как писатель Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно. Сотни уважаемых французских граждан потребовали снести «нелепую и чудовищную дымовую трубу над Парижем».

Несколько смягчил этот мощный удар по «Железной даме» авторитетный в культурной среде поэт Гийом Аполлинер. Его каллиграмма, созданная в годы Первой мировой войны, представляла собой стихотворение, написанное в форме силуэта Эйфелевой башни. После этого она стала патриотическим символом Франции.

Не только творческие люди вдохновлялись от созерцания грандиозного новаторского инженерного сооружения. Мошенника Виктора Люстинга башня «подвигла» на авантюру века – он решил ее продать. Наткнувшись на газетную заметку, в которой сообщалось, что содержание башни обходится непомерно дорого, Люсинг обратился к бизнесменам с заманчивым предложением.

Прикидываясь влиятельным чиновником, он ухитрился получить крупную взятку за право выкупить символ Франции. Будучи уверенным, что обманутый партнер не станет распространяться о своей чрезмерной доверчивости в ущерб деловой репутации, мошенник решил повторить аферу. Но полиция была предупреждена.

Любопытные факты. В 2007 году эксцентричная американка по имени Эрика заключила с всемирной знаменитостью брачный союз. Ее ничуть не смутило, что предмет ее «страсти» представляет собой металлическую конструкцию. Эпатажный поступок гражданки США оценили немногие, однако девушка с тех пор носит фамилию ее создателя. До этого, по слухам, у Эрики Эйфель (так она теперь именуется) был непродолжительный роман с Берлинской стеной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте