search
main
0

История посвященных,

или Мы обязательно вернемся!

Прогноз погоды

Если бы автопоэт «Яндекса» генерировал из поисковых запросов стихотворение о XXI Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, то оно звучало бы примерно так:

«Как быстро высушить палатку? // Прогноз погоды – Теберда. // Где чабреца набрать охапку? // И будет ль дождичек с утра? // Маршрут построить до Архыза. // В какой палатке Головнер? // Коробку сделать для сюрприза. // Костюм для сценки – снять замер? // Как запускать блины по речке? // Где ручек очень много взять? // Вернут ли хвостик той овечке? // А время повернуть как вспять? // Как не скучать по атмосфере? // Когда нам снова на урок? // Улыбки. Горы. И качели! // Как наобщаться всласть и впрок? // А экспедиция, как скоро? // Смогу ли я вернуться вновь? // Кричу от счастья и задора: // «Я в сердце сохраню любовь!» И еще множество «почему?», «зачем?», «каким образом?» и «когда?». Вопросительные слова, ловко перетекающие в предложения, возникают тогда, когда внутри что-то екает, содрогается, переворачивается.

 

А как?

Еще в апреле мне предложили принять участие в экологической экспедиции. Андрей Иванович Сёмке с блеском в глазах рассказывал о том, какие интересные люди туда приедут, какая насыщенная программа меня ждет. А потом выяснилось, что можно взять учеников. «Первый раз ехать в экспедицию в горы с детьми – это что-то очень сложное!» – говорили мне люди вокруг. Но я, ни минуты не сомневаясь, приняла решение взять с собой своих ребят, после ковидных ограничений (то есть с 2020 года) мы не совершали совместных далеких поездок. Нам это было просто необходимо.

Родители, конечно же, отпустили детей, но выразили опасения, что пройдет неделя, и ребята устанут спать в палатках, захотят принять ванну, а не летний душ… Но все их страхи стирало ожидание чего-то волшебного: две недели насыщенной программы в живописной Карачаево-Черкесской Республике на свежем воздухе и с лучшими учителями России! Едем! На поезде!

 

Кто?

А кто это постоянно говорит в рупор: «Всем доброе, доброе, доброе, доброе, доброе, доброе утро»? А кто сегодня будет проводить химический мониторинг окружающей среды и снова раскалывать камни? А кто это так задорно смеется? И кто принес кота? И еще множество подобных вопросительных предложений. Это позже ребята узнают, что в рупор по утрам рассказывает три интереснейших факта Андрей Иванович Сёмке, химические опыты по исследованию окружающей среды и минералов проводят Тимур Борисович Артыков и Владимир Нодарович Головнер, заливисто хохочут их будущие друзья из московской делегации, а кота никто не приносил, он сам пришел и стал талисманом смены, у него даже появилась своя колонка новостей в газете «Теберdaily». Чудесно то, что обезличенное когда-то «кто?» постепенно превращается в «друг», «товарищ».

Я тоже испытала это чувство. Экспедиция подарила нам друзей и товарищей из многих уголков нашей необъятной Родины. Пиком сплочения и единения стал день посвящения в экспедиторы, именно тогда жизнь каждого новичка разделилась на «до» экспедиции и «после». И в этом «после» у меня появилась широкая география событий и ярких ассоциаций: в Туле живет Надежда, умеющая создавать из растений народные куклы, а в Удмуртии – Роза, научившая одним разрезом вырезать сложные фигуры и складывать танграм, где-то в Ростове-на-Дону Алексей продолжает с увлечением рассказывать о решении олимпиадных задач по математике…

Экспедиция – это про людей. Про людей ярких, талантливых и искренних. Здесь учителя, ученики и волонтеры живут друг другом, ощущая ценность живого общения, стремясь совершить новые открытия, желая создавать новое совместно и в сотворчестве.

 

Почему? Зачем?

«Зачем нам резиновые сапоги? Мы же едем в горы!» – спрашивал Дима. Если бы он знал, что три дня мы будем задаваться вопросами: «Почему так долго идет дождь? Почему не видно гор? Почему облака висят так низко, что можно дотронуться?» Как вы уже поняли, погода баловала нас всеми природными настроениями: и дождем, и грозой, и сильным ветром, и палящим солнцем. Но ничто не испортило нам впечатлений от экскурсий и ничто не отвлекло нас от полевых мастерских, на которых и зарождались самые разные «зачем?».

Ребята с энтузиазмом снимали невероятные фотографии, искали фразеологизмы и занимались изучением дерматоглифики и нейрографики, проходили школу выживания и выражали себя через танец. А еще учились слагать истории, исследовать воду и проводить радиационный мониторинг почвы, путешествовали дорогами скаутов и участвовали в поэтическом расследовании. Образовательная программа была настолько разнообразной и увлекательной, что каждый ученик открыл для себя новые возможности. Я сильно удивилась, когда на отчетном концерте мои мальчишки запели на французском языке, который до поездки они никогда не изучали.

А творческие, спортивные и интеллектуальные программы? Это то, что дополняло образовательный блок, позволяло детям применить полученные знания на практике, про­явить себя с разных сторон. Спортивно-интеллектуальная игра, детские мастерские, квизы, творческие концерты-представления – все это поглощало, не отпускало и продолжало укреплять большую команду экспедиторов.

 

Когда?

«Когда мы вновь отправимся в экспедицию, Евгения Владимировна?» – спрашивали не только мои ученики, но и их родители. И как же я рада, что есть подобная зимняя школа для учеников и учителей! Теперь ждем этого события, чтобы снова встретиться и крепко обняться, опять ощутить эту радость общения, зарядиться и вдохновиться, продолжить творить и дарить радость. Да, радость профессионального и дружеского общения. Радость в детских глазах. Радость открытий и встреч!

Евгения КОНСТАНТИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №25 имени Героя Советского Союза Петра Гаврилова, победитель конкурса «Учитель года Кубани»-2023, Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте