search
Топ 10

История недели

15 марта 1990 года М.С.Горбачев принес присягу в качестве Президента СССР. Он правил в новой должности менее полутора лет; за это время подготовил распад страны, который уже не мог не произойти после всех предпринятых президентом мер.
15 марта 1917 года (3 марта по юлианскому календарю) Николай II подписывает в Пскове акт об отречении от престола (и от имени своего сына Алексея) в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Окружавшие царя высшие государственные сановники и генералы, в числе коих состоял и начальник Генерального штаба М.В.Алексеев, убедили Николая II в необходимости отречения. Проект акта об отречении был составлен В.В.Шульгиным. Первоначально предполагалось, что царь отречется в пользу сына при регентстве великого князя Михаила Александровича, однако Исполком Петроградского совета потребовал, чтобы эта часть манифеста была изменена. Временное правительство в обход решения Исполкома поручило своим посланцам добиваться отречения в пользу сына при регентстве Михаила. Николай сам отказался от подобной формулы, мотивируя это болезнью цесаревича Алексея и своими отцовскими чувствами. Он предпочел передать трон Михаилу, нарушив тем самым закон о престолонаследии. Одновременно с манифестом царь подписал еще два документа: указы о назначении князя Г.Е.Львова председателем Совета министров и великого князя Николая Николаевича верховным главнокомандующим. На указах ставилось время – 2 часа, а на манифесте – 15 часов 15 минут, хотя они были подписаны в 23 часа 40 минут. Таким образом, создавалась видимость законности и преемственности новой власти – Временного правительства, якобы назначенного царем до его отречения. Текст отречения:
“Начальнику Штаба. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали МЫ за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном НАШИМ, МЫ передаем наследие НАШЕ Брату НАШЕМУ Великому Князю МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ и благословляем ЕГО на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату НАШЕМУ править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего долга перед ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и силы. Да поможет Господь Бог России”.
17 марта 1921 года на Х съезде РКП(б) Ленин объявляет о переходе к новой экономической политике (НЭП), предусматривающей частичное восстановление частной собственности и свободы торговли, и подтверждает передачу земли в собственность крестьян. Лидер партии большевиков в этот день фактически признал несостоятельность первоначальных планов непосредственного перехода от товарных рыночных отношений к безденежному прямому продуктообмену, несостоятельность всей экономической программы большевистской революции.
17 марта 1988 года в Степанакерте демонстрация армян с требованием присоединения Карабаха к Армении явилась провокацией, которая привела к расправам с армянами в Сумгаите, к массовому изгнанию азербайджанцев с территории Нагорного Карабаха и пограничных районов Азербайджана, где они постоянно жили. Демонстрация 17 марта явилась прологом военных действий, которые до конца не угасли до сих пор.
17 марта 1991 года на референдуме в СССР предложение Горбачева о создании обновленной федерации социалистических суверенных республик получает большинство. Однако итоги этого плебисцита уже никем не принимались в расчет.
18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в мировой истории вышел в открытый космос.
18 марта 1584 года (9 марта по юлианскому календарю) умер Иван IV Грозный. Его смерть стала фактическим окончанием правления потомков Рюрика. Сын Ивана IV, Федор Иванович, практически не правил, не имея для этого соответствующих личных данных. Остальные дети Грозного трагически погибли. Убийство царем своего сына Ивана Ивановича, который уже проявил себя способным управителем во время отсутствия Ивана IV, и загадочная смерть Дмитрия Ивановича в Угличе предвещали большую кровь и грядущую Великую Смуту на Руси.
19 марта 1878 года (7 марта по юлианскому календарю) в Астрахани родился Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927). Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. Жизнь художника неразрывно связана с Волгой, волжскими просторами. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. “Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б.М.Кустодиев, – был как на ладони… Это были живые типы Островского…” Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен… Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А.П.Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е.Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Получив звание художника и право на заграничную командировку, Кустодиев 1903 году выехал во Францию и Испанию. С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Мадрида. Где бы ни был Кустодиев за границей – в солнечной ли Севилье или Версальском парке, – его неудержимо тянуло на Родину. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С радостью пишет художник своему другу Матэ, что наконец он снова в “благословенных краях нашей благословенной русской земли”. В 1906 году им написана картина “Ярмарка” (ГТГ), солнечная, светлая. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком. Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: “Праздник в деревне” (1907, ГТГ; 1910, ГРМ), “Гулянье на Волге” (1909, Костромской краеведческий музей). Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника – требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину “Купчихи” (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых – создать обобщенные, собирательные образы женской красоты: “Купчиха” (1915, ГРМ), “Девушка на Волге” (1915, Япония) и “Красавица” (1915, ГТГ). В картине “Купчиха” художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет. Затем в жизни художника происходит крутой перелом. Сложнейшая операция, которую перенес Кустодиев, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. “Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната”. Увлекаясь литографией, Кустодиев много работает в этой технике и создает ряд иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю “Горячее сердце” А.Н.Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году оформлял “Смерть Пазухина” в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского “Свои люди – сочтемся”, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”, “Волки и овцы”, “Гроза”. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Он задумал новый образ народного героя. Исполинская фигура большевика (“Большевик”, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте