Красота и мощь философии общеизвестны, как и присутствие ее в жизни каждого мыслящего существа. В жизни цивилизованного общества она занимает особое место: невозможно понять себя в мире и весь мир во взаимосвязи, не владея философским мышлением как инструментом познания. Философствование неизбежно.
Не всем понятно, зачем детям давать основы знаний по философии, многие считают более полезными разделы по политологии и социологии и др. У большинства людей представления о самой философии несколько искаженные, как о чем-то очень далеком и отвлеченном от жизни. Но это совершенно неверные представления. Философия во все времена была уважаема и почитаема в первую очередь как культура мышления, методология познания многих сложных явлений. Современная философия – явление в своем роде уникальное: она максимально близка к жизни, ее проблемам, естественно причастна к формированию научной картины мира, проблемам всего человечества и каждого конкретного человека. Изучение философии, безусловно, поможет учащимся ориентироваться во всех жизненных вопросах с позиций вечной мудрости.
Но существует вопрос о методах, приемах преподавания гуманитарных дисциплин. Учитывая сложность учебного материала и его актуальность, очень важно их хорошо продумывать.
Они должны позволить учащимся познавать с интересом, без чрезмерного напряжения, в тесной связи с действительностью. Этому способствуют различные гибкие технологии обучения, особенно игровые.
Например, при изучении вопросов «Что такое философия» и «Что значит «философствовать»?» учащимися были предложены стихи Ф.Тютчева:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею познаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Есть некий час, в ночи, всемирного
молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…
Учащимся нужно было определить, философствовал ли поэт и какие философские вопросы они заметили в стихах. Дети очень активно обсуждали эти замечательные стихи, порадовали умением замечать философские вопросы и рассуждать. Причем это задание в начале учебного года учащиеся выполняли довольно робко и неуверенно. Совершенно другие подходы обнаружились через 3 месяца!
Интересно проходят игры: «Найди ошибку», «Установи последовательность», «Дополни высказывание», «Придумай синонимы», «Докажи правильность высказывания», «Сформулируй вывод», «Предскажи возможные последствия события», «Переформулируй высказывание», «Составь задание», «Придумай сценарий» и т.д.
Интересно происходит работа с текстами первоисточников. Учащиеся не всегда сразу постигают смысл их, но при интересном задании учащийся уже не замечает трудностей и в процессе решения задачи разбирается в смысловом значении текста. Например, нужно выделить проблему, новые понятия, главное действующее лицо, философский смысл, определить хронологические рамки и т.д.
Задание на сопоставление используем при наличии карточек. Оценки заданий часто дают сами учащиеся при обмене работами.
Учащимся нравятся трудные философские понятия и философские проблемы. С удовольствием их обыгрывают. Особый интерес, естественно, вызывают вопросы, связанные с жизнью, другими дисциплинами. Так, оживленно прошел урок «Гипотезы о происхождении человека», когда дети, пользуясь знаниями по биологии, высказывали очень мудрые мысли. Индийская философия вызвала удивление у детей своей оригинальностью и связями с современной жизнью, проблемами человечества, воспитания и образования.
Конечно, изучать философию в отрыве от других дисциплин немыслимо. Поэтому и опираться нужно прежде всего на историю, цивилизацию, ее основные черты. Например, знакомство с философией Древнего Востока мы начали со знакомства с древневосточной цивилизацией, ее государствами, чертами цивилизации. Дети узнали, вспомнили много интересного в процессе рассматривания иллюстраций по Древнему Египту, Древнему Вавилону, Древней Индии и Китаю. Здесь мы использовали такие игры: «Назови предмет», «Определи цивилизацию», «Назови государство по признакам». То есть для детей появление философии – это естественное порождение определенной культуры, ее высший уровень развития.
Удачными были и задания: «Прокомментируй стихотворение», «Найди философский смысл в стихотворении». Невозможно все приемы перечислить, так как у каждого учителя они, в общем-то, свои. Но творчество, выдумка и игра должны присутствовать в школе постоянно. От гибкости учителя зависит и результативность его работы. И это не только знания, но в первую очередь понимание мира и себя в мире.
На одном из уроков было предложено учащимся внимательно рассмотреть картины Айвазовского, где изображено море. Задача была поставлена следующая: расскажите о своих чувствах при знакомстве с картиной, какие мысли вызывают эти замечательные произведения?
Конечно, обращение к опыту, культуре, чувствам и интересам детей помогает лучшему усвоению учебного материала.
Интересно проходят игры: «Найди лишнее», «Классификация» на закрепление понятий. Детям дается задание на время (4 мин.) составить самим игру, подобрав не менее 10 понятий на одну тему. Среди них должно быть понятие, которое не подходит к данной группе понятий. Дети его называют.
Игра «Классификация» помогает закрепить представления детей о цивилизациях, их основных чертах. Детям дается задание: внимательно выслушать учителя, который в беспорядке читает признаки различных цивилизаций; записать эти признаки в нужную колонку. Игра занимает вместе с проверкой 6-7 минут.
Учитель выступает в роли координатора работы на уроке (реже в роли лектора) и помогает учащимся с учебным материалом совершать различные операции. Чем разнообразнее действия учащихся, т.е. приемы работы учителя, тем успешнее процесс обучения. Для преподавателя важно уметь гибко и быстро перестраиваться, научиться хорошо играть с детьми.
В таком плане преподавание истории философии представляется наиболее интересным и результативным, так как развивает детей, обусловливает формирование того мировоззренческого каркаса, той жизненной позиции, установки личности, которая позволит в дальнейшем найти необходимые ориентиры в жизни, сложном, но едином мире.
Философия учит ставить жизненные проблемы и решать их творчески, но, опираясь на мудрость древних, она учит размышлять, жить, искать правильные подходы к решению проблем, т.е. культуре мышления. И чем раньше человек овладеет культурой мышления, тем менее тернистым окажется его жизненный путь.
Светлана БУТУСОВА, учитель обществознания и истории
Комментарии