Оборона древнерусского города от кочевников
Урок-игра в 8-м классе
Для подведения итогов изучения темы и контроля знаний по теме можно использовать различные типы урока. Один из них – урок-игра.
Предлагаемый урок был проведен в заключение изучения темы “Восточные славяне и деятельность первых русских князей”, на которую отведено 10 часов по учебнику для 8-го класса “История Отечества” под редакцией Б.А.Рыбакова и А.А.Преображенского (в конце I четверти).
В начале урока ребята получают задание “защищать крепость от кочевников”, отвечая на вопросы. Результаты работы учитывают два ассистента учителя. Их участие необходимо для быстрого подсчета баллов и объективной оценки. Вопросы составлены по принципу от простого к сложному. Ученики, не ответившие на вопрос учителя, выбывают из игры и получают другое задание, более легкое. В конце урока подводятся итоги игры, оценки выставляются в классный журнал.
Оборудование урока
1. На доске – рисунок “Древнерусский город”; карта “Византийская империя и славяне в VI-XI вв.”; карта “Киевская Русь в IX – начале XII в.”.
2. Раздаточный материал: карточки с вопросами и карточки с дополнительными заданиями.
3. Эмблемы, приготовленные учениками.
4. Таблицы для подсчета баллов.
5. У доски – карточки с фамилиями ребят (перевернуты тыльной стороной вверх для обеспечения случайности выбора отвечающего).
На доске записаны тема и название урока-игры “Оборона древнерусского города”; перечислены имена первых русских князей:
Князь Олег Вещий,
Князь Игорь Старый,
Княгиня Ольга, Святая, Мудрая, Хитрая,
Князь Святослав,
Князь Владимир Святой, Красное Солнышко,
Князь Ярослав Мудрый,
Князь Владимир Мономах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач. Инструктаж по условиям урока-игры.
– Сегодня на уроке мы повторим учебный материал по теме.
Повторение-обобщение будет проходить в форме игры, которая называется “Оборона древнерусского города”.
Посмотрите на рисунок. Перед вами – древний русский город, который вы должны защитить своими знаниями от степных кочевников. Вас 25 человек. Игровая задача – продержаться 30 минут, так как именно столько времени необходимо для того, чтобы подошли на помощь основные силы русского князя и отбросили кочевников в степь, а задача урока – продемонстрировать знания во всем блеске.
Перед кочевниками (вы видите это на рисунке) три основных препятствия:
– ров с валом;
– городская крепостная стена;
– укрепленный княжеский двор с церковью.
Вас ровно столько, сколько необходимо для защиты крепости. Когда ваши потери составят 7 человек, вы будете вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда вы потеряете 15 человек – это будет означать, что противник ворвался на городские стены и проник в город, а вы своими силами сможете удерживать только княжеский двор. Если хотя бы один из вас по истечении 30 минут останется в игре – это означает, что вы продержались до прихода русской дружины и, следовательно, вы победили.
Сегодня в роли кочевников буду я. Каждый мой вопрос – это ваш поединок со степняками. Не ответив на него, вы становитесь тяжелораненым, выбываете из основной борьбы и не набираете ни одного балла для себя и для своей команды (по количеству набранных вами баллов я оценю в конце урока знания по теме). Если вы даете неполный ответ, то вы считаетесь легкораненым, набираете 1 балл и продолжаете “борьбу”, но только до следующего “ранения”, после которого выбываете. Если вы отвечаете верно и полно, то, набирая 2 балла, остаетесь в игре.
Вопросы сгруппированы по блокам.
Вопрос, на который не был получен ответ, повторяется для оставшихся “в борьбе” защитников крепости. Они отвечают на него по желанию, набирая при этом баллы.
Выбывшие “из боя” имеют возможность набрать баллы для себя и своей команды во время “лечения от раны”, выполняя задания на листочках в специально отведенном для этого месте.
Помогать на уроке мне будут две старшеклассницы: одна ведет учет ваших баллов, другая выдает листы и задания для выбывших из игры.
Такая же игра проводится сегодня и в других 8-х классах, поэтому вы боретесь не только с кочевниками, но и соперничаете с другими восьмыми классами. Общие игровые итоги будут подведены сегодня после уроков-игр.
Итак, приступаем к игре.
III. Ход игры
Учитель берет карточку с фамилией, называет ученика, которому предстоит отвечать, зачитывает вопрос и оценивает ответ (“0”, “1”, “2” балла). Ассистент заносит полученный балл в оценочный лист. Работа ведется в быстром темпе.
Названный ученик заслушивает вопрос, имеет несколько секунд, чтобы продумать ответ, просмотреть вопрос на опоре, затем дает ответ. Ученики отвечают по очереди.
Комментарии