search
main
0

Истоки

РОССИЙСКАЯ военная авиация организационно начала оформляться в 1910 году. В то время Европа уже вовсю жила авиацией – состоялся перелет Луи Блерио через Ла-Манш, прошла первая в Европе и мире Международная авиационная неделя в Реймсе, популярны стали публичные полеты иностранных и русских летчиков. Главным инженерным управлением Военного министерства разрабатывается “Положение об авиационной службе”, штат и табель имущества авиационного отряда.
В мае один из первых русских летчиков Николай Попов приступает к обучению полетам поручика Евгения Руднева, который быстро приобретает навыки пилотирования и становится первым в России военным летчиком. С его именем связаны яркие страницы российской авиации. На первом Всероссийском празднике воздухоплавания 20 сентября 1910 года Руднев на самолете Фарман III поднимается на невиданную до того времени высоту – 1.200 метров. По окончании праздника 9 октября он перелетает с пассажиром из Петербурга (Комендантский аэродром) в Гатчину. Полет продолжался 56 минут, а пройденный путь составил 63 километра. Это был первый в России перелет военного летчика на такое расстояние.
К тому времени в России было подготовлено уже пять военных летчиков. Кроме того, Комитет воздушного флота командировал во Францию еще семь человек для обучения их в качестве летчиков-инструкторов. Для дальнейшей подготовки военных летчиков в октябре 1910 года Учебный воздухоплавательный парк переформировывается в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (впоследствии Гатчинская военная авиационная школа). В ноябре того же года начинает действовать Севастопольская офицерская школа авиации.
Безусловно, становление военной авиации шло сложно. Не хватало не только летчиков, но и самолетов. А по утвержденному 6 апреля 1911 года Военным советом плану к весне 1912-го следовало иметь 6 авиационных отрядов. Все отряды планировалось создать к середине 1914 года. Самолеты Военное ведомство начало приобретать в
1910-м, к концу года армия закупила 6 самолетов “Фарман” различных модификаций (из них три у летчиков, участвовавших в “Первой авиационной неделе в Реймсе”) и один самолет конструкции подполковника С.А. Ульянина. Первым самолетом, принятым на вооружение ВВС России, становится Фарман IV.
Россия была одной из стран, где по инициативе передовых военных деятелей, начиная с 1911 года, самолеты впервые привлекаются к выполнению различных задач на маневрах наземных войск – ведения воздушной разведки, совершенствования способов передачи разведывательных донесений, а также использования на учениях в интересах флота.
В ноябре 1911-го в России впервые в мире проводятся испытания радиостанции, установленной на самолете. Военный министр Владимир Сухомлинов в своем докладе Императору от 19 ноября того же года подчеркивает, что “военное ведомство должно направить ныне все свои усилия для скорейшего снабжения армии самолетами”.
Первый военный авиационный отряд в России формируется 31 декабря 1911 года при Сибирском воздухоплавательном батальоне в Чите. После этого в июне 1912 года создается авиационный отряд в Киеве – при 7-й воздухоплавательной роте. К январю 1913-го в России имелись авиационные отряды в Киеве, Ковно, Гродно, Карсе, Чите, Новогеоргиевске, Осовце и селе Спасское (ныне г.Спасск).
12 августа 1912 года на борту царской яхты “Штандарт” в бухте Новый Свет российский император на распоряжении казначейству о финансировании авиационных отрядов собственноручно начертал: “Быть посему!”. В тот же день состоялся приказ по военному ведомству N 397 от 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года, по которому все вопросы воздухоплавания и авиации изымаются из ведения Главного инженерного управления и передаются созданной Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Первым начальником Воздухоплавательной части назначается генерал-майор Михаил Иванович Шишкевич. По сути, создается новый вид Вооруженных Сил, а потому Указом Президента России N 949 от 1997 года 12 августа эта дата отмечается как День Военно-воздушных сил России, который празднуется в третье воскресенье августа.
Именно в 1912 году российские летчики впервые используют самолет как боевое средство во время балканской войны, причем очень активно. В октябре 1912-го, когда войну Турции объявили Черногория, Сербия, Греция и Болгария, в бой вступил авиационный отряд, специально сформированный из русских гражданских летчиков-добровольцев (Т.Н. Ефимов, Б.С. Масленников, Н.Д. Костин и другие). Его возглавил один из основателей Российского товарищества воздухоплавания – С.С. Щетинин, он успешно сражался на стороне болгар против войск Турции.
Отряд, на вооружении которого стояли бипланы Фарман IV, вел воздушную разведку, производил бомбардирование, а также сбрасывал листовки и поддерживал связь между наземными соединениями. Это было, по сути, первое в истории боевое авиационное подразделение.
Понимая необходимость и неизбежность воздушных боев в будущей войне, русские военные летчики по своей инициативе начинают устанавливать на самолетах пулеметы и производить опыты в выполнении воздушной стрельбы, разрабатывают тактику воздушной борьбы. На всю страну звучат имена Петра Нестерова, Евграфа Крутеня, Константина Арцеулова…
К началу первой мировой в Русской армии имелось 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов, а по числу боевых самолетов (263) Россия не уступала другим воюющим сторонам. Достаточно сказать, что только Россия имела на вооружении тяжелые многомоторные бомбардировщики “Илья Муромец” Игоря Сикорского и прекрасные для того времени летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича. Эти самолеты обладали высокими для своего времени летно-техническими характеристиками и определяли передовые позиции России в данных видах авиации.
С той далекой поры Военно-воздушные силы нашего Отечества прошли поистине великий путь развития. Они успешно громили противника в войнах и военных конфликтах 30-х годов, сыграли значительную роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной, в обеспечении стратегической стабильности во второй половине ХХ века.
В последнее десятилетие в ВВС шел процесс сокращений и преобразований. Их объединение с Войсками противовоздушной обороны привело к появлению качественно нового вида Вооруженных Сил России с гораздо более широким кругом задач.
На вооружении авиационных соединений находятся ракетоносцы Ту-160 “Белый Лебедь”, считающиеся самым мощным ударным авиационным комплексом в мире, Ту-95МС, Ту-22М3, прекрасные фронтовые машины Су-24, Су-25, Су-27,Су-30, МиГ-29, истребители ПВО МиГ-31, самые большегрузные в мире транспортные самолеты Ан-124 и Ан-22 “Антей”, Ил-76. Части и подразделения противовоздушной обороны оснащены самой эффективной в мире зенитной ракетной системой С-300 “Фаворит”. А главное – есть подготовленные летчики, инженеры и техники, экипажи и расчеты, специалисты ПВО, сохранившие в процессе реформирования и экономического кризиса достаточно высокий уровень профессионализма.
Символично, что в юбилейном году Военно-воздушные силы обрели главный свой символ – знамя вида Вооруженных Сил, олицетворяющее собой преемственность прошлого и настоящего современных ВВС.

Анатолий ДОКУЧАЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте