Весь прошлый год активисты Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация», выпускники программ «Новая цивилизация» и «Лига Дела» занимались проектом «Помоги советом» с рабочим названием «Создание центров информационно-правовой помощи (ЦИПП)». Затем он получил окончательное название: «Центры развития местного сообщества и добровольческих инициатив «Помоги Советом». Цель этих центров – социальная помощь населению информационными услугами и непосредственно силами добровольцев.
Первый такой центр открыли в октябре 2004 г. в Тамбове. Там же прошел первый фестиваль добровольцев, посвященный подготовке молодежи к добровольческой деятельности. В конце минувшего года прошли еще 18 фестивалей добровольцев в крупных городах России, а с начала 2005 г. начали открываться центры «Помоги советом». Они созданы в 21 городе. Еще около 10 планируется открыть в течение нынешнего года.
Что же такое добровольчество? Каковы его корни в России?
Добровольчество – один из важнейших ресурсов некоммерческих организаций в решении социальных проблем, основанный на вовлечении в эту деятельность различных слоев населения.
Добровольчество воспринимается в обществе как сравнительно новая идея, причем неоднозначно. Одни видят в нем «буфер», способный сохранить личность во времена жесткой конкуренции, изменения приоритетов межличностных отношений. Другие, в основном молодежь, воспринимают как стартовую площадку. Третьим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.
Что же это: нечто принципиально новое или хорошо забытое старое?
Термин «добровольчество» в современном понимании, и тем более «волонтерство», не был известен в России до середины 1980-х. Добровольцами называли прежде всего людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. В советское время множество людей добровольцами ехали поднимать целину, строить БАМ, возводить новые города. Добровольчество было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось идеологически. Прижился термин «добровольно-обязательное». Если возникало желание отказаться от добровольного участия, появлялся выраженный прежде всего в публичном осуждении призрак «обязательности».
Ныне мы вкладываем в термин «добровольчество» иное значение. В Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом 7 июля 1995 г., сказано, что «доброволец – это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации». Законодатели ограничили виды деятельности, которые можно отнести к благотворительной, и круг организаций, называемых благотворительными. Но формы добровольческой активности, круг работ и организаций, привлекающих добровольцев, очень широки, поэтому правильнее следующее определение.
Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по решению социально значимых проблем.
Можно вспомнить великолепные примеры именно добровольческой активности в советское время. Более 30 лет назад, в середине 1960-х гг., зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского. Действовало оно под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. В газетах того времени появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись на стройки. Так восстанавливались, например, уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыне.
Власти направили на этот объект реставраторов-поляков, к ним присоединились наши добровольцы. Но полякам не нравилось трудиться по выходным, и они не могли уяснить, почему вместе с профессионалами должны работать люди, не смыслящие в реставрации, хотя и горящие желанием помочь. И сам музей отказался вступать в отношения с добровольцами, не имеющими юридического статуса. Формализм и равнодушие чиновников из администрации музея подвигли энтузиастов-добровольцев на создание уже в 1991 г. эколого-культурного Центра «Царицыно». Подобные инициативы развивались и в других городах.
Впрочем, корни отечественного добровольчества гораздо глубже. В российской истории есть множество примеров добровольного благотворительного труда, помощи нуждающимся.
На Руси столетиями формировались традиции милосердия, благотворительности как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общ ественная благотворительность зародилась еще до монголо-татарского нашествия. Особое место в ее развитии сыграла церковь. Немаловажны были и внешние факторы, которые отметил В. Ключевский в «Курсе русской истории». Это и основные виды деятельности наших предков, и затянувшееся по сравнению с другими народами родовое общественное устройство.
В древней Руси известна благотворительность отдельных лиц. Так, князь московский, великий князь владимирский Иван I был прозван Калитой за мешок, который носил с собой, раздавая из него милостыню. Великий князь московский и владимирский Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным, что кормил их из своих рук. Императрицы Екатерина Великая и Мария Федоровна основали многочисленные благотворительные заведения, заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Один из примеров – Смольный институт для воспитания девушек-носительниц идей просвещения.
Благотворительность и добровольчество не были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев бескорыстной поддержки ближних и взаимопомощи простых людей. В том числе строительство всем миром дома для погорельца, сборы добровольцами пожертвований на строительство храмов, школ и больниц.
В Российской империи, в которой до 1905 г. не было органов представительной власти, избирательного права, профсоюзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение, благотворительность относилась к немногим сферам легальной гражданской активности. Она служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, поэтому часто носила комплексный характер. Так, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества входили курсы профессиональной подготовки женщин, бюро по приисканию мест и занятий для них, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 1870-х гг. высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Брошюра «Как и зачем образовалась Русская лига для борьбы с чахоткой», изданная в 1911 г., сообщает, что «страшная эпидемия холеры за 1910 г. дала в России около ста тысяч смертей. Между тем в России от чахотки умирают ежегодно до 500000 человек… Острые заразные болезни, все вместе взятые, губят меньше людей за один год, чем одна чахотка за то же время».
Огромное дело могло стать успешным лишь при сочувствии всего общества и материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах открылись ее отделения. В августе того же года в Нижнем Новгороде прошел первый День белого цветка. Его цель – распространение информации о туберкулезе и сбор средств для больных. Врачи читали лекции, добровольцы раздавали информационные листки. Члены оргбюро устроили церемониальное шествие, ярмарки, молебен, договорились с военными о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами – о бесплатном проезде продавщиц цветков, с театрами и кинематографами – об отчислениях в пользу лиги. Двухлетние меры лиги оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.
Порой термин «доброволец» используют неверно. Можно ли назвать добровольцами людей, которым задерживают зарплату? Очевидно, нет. Это тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.
Доброволец сознательно принимает условие полного отсутствия денежного вознаграждения или соглашается на значительно заниженную оплату своего труда при реальной возможности получить более высокий заработок.
Добровольный выбор как отражение личной позиции – основополагающий принцип добровольчества. Человек может максимально реализовать себя в каком-либо виде деятельности, если работает без принуждения.
Еще один важнейший отличительный признак добровольчества – социальная значимость работы, участие в решении социально значимых проблем.
Добровольческий труд очень разнообразен. Так, 10 врачей-онкологов, добровольцы общественной организации «Вера», в свое свободное время обследовали более 1000 жительниц Советского района Новосибирска на наличие рака молочной железы. 900 добровольцев при поддержке мэрии и районных администраций Новосибирска высадили более 6000 деревьев и кустарников. 3000 добровольцев участвовали в Неделе добра, оказывая различную благотворительную помощь жителям Красноярска.
Добровольчеством могут быть и услуги высокой профессиональной квалификации, и самые простые дела, продиктованные желанием улучшить окружающий мир, бескорыстно помогать людям.
Материал подготовлен при содействии руководителя комиссии Российской ассоциации навигаторов/скаутов по информации и издательской деятельности Андрея ЕМЕЛИНА
Комментарии