Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Приходилось ли вам слышать критику власти? Кого критикуют?Ответы учеников.Учитель: Власть – это руководители различных уровней. А как они стали руководителями? В 1-й главе нашей Конституции, в 3-й статье сказано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Так кого мы критикуем? Себя или абстрактных руководителей? Постараемся сегодня в этом разобраться.Давайте вспомним, какая ситуация была в России в 1905 году во внешней политике? В экономике? Что происходило внутри государства?Ответы учеников.
Учитель: Такая ситуация называется кризис. Возникает необходимость предпринять активные действия. Как правительство могло повести себя в данной ситуации? Какие пути выхода возможны для правительства? Давайте проанализируем последствия.Под давлением общества правительство принимает решение о проведении реформ. 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Ознакомимся с текстом манифеста. Прочтите преамбулу документа по выделенным смысловым единицам. Как характеризует события в стране Николай II? Для чего подписан манифест? (Ответы учеников.)Ознакомимся с тремя пунктами основного содержания манифеста. Как изменяется форма правления в государстве? (Ответы учеников.)Изучая физику, химию, биологию, вы уже сталкивались с тем, что процессы изменения состояния бывают двух типов: 1. Изменение состояния посредством скачка, то есть мгновенный переход. Например, изменение состояния атома при поглощении кванта энергии. 2. Постепенный, плавный переход, когда существует переходный период. Процесс изменения агрегатного состояния вещества или эволюция жизни на Земле.Подобное деление справедливо и при изучении социальных процессов. Мы можем выделить два пути общественного развития, соотносимые с представленными: революционный, эволюционный. Но возможна и стагнация. Какой путь был выбран российским правительством? Как вы думаете, создание парламента на бумаге и появление реально работающего органа законодательной власти – это одно и то же? Ответы учеников.Учитель: Давайте представим, что вас избрали в парламент. Чего вам пока не хватает для качественной работы? (Ответы учеников.) Это называется политическая культура, то есть опыт, умение находить компромиссы. Для формирования политической культуры необходимы время и внутренняя мотивация. Таким образом, должно пройти становление парламентаризма. Становление – формирование в процессе развития. Посмотрим, как проходило становление российского парламентаризма.Вы помните из курса обществознания, что начиная с конца XVIII – начала XIX века принцип разделения властей, основоположниками которого были Джон Локк и Шарль-Луи Монтескье, получает признание во многих государствах.Назовите три ветви власти. (Ответы учеников.)Используя статистико-математический анализ, определим, как соотносятся на практике формы государственного устройства и экономическое благосостояние государства в целом и человека в частности. Россия входит в пятерку ведущих государств, но замыкает этот список. Страны с какими формами правления являются лидерами в мировой экономике? Какой вывод можно сделать о взаимосвязи форм правления и развитии экономики этих стран в целом? Исходя из теоретического обоснования и успешной мировой практики парламентаризма, скажите, Манифест 17 октября – это спонтанное решение или закономерный шаг власти? Ответы учеников.Учитель: Кроме того, в России существовала своя традиция народного представительства до начала XX века. Какие формы народного представительства вы можете вспомнить из истории нашей страны? В Древней и Средневековой Руси? В XVI-XVII веке?Ответы учеников: Вече (Совет), Земский собор.Учитель: Таким образом, возникновение парламента в России обосновано теориями развития государственного устройства, практикой ведущих мировых держав и традициями народного представительства в России.С подписанием манифеста законным стало существование в России политических партий, представлявших интересы различных слоев населения. Несмотря на различие взглядов, все партии искренне желали блага России, но каждая из них видела свои методы достижения этого блага. Интересы каких слоев населения были удовлетворены Манифестом 17 октября? (Ответы учеников.)Великий русский художник Илья Репин на картине «Манифестация 17 октября 1905 года» запечатлел ликование либералов. Манифест расколол революцию, либерально настроенные слои населения прекратили участие в ней. Об этом очень красноречиво сказал лидер либеральной партии кадетов Павел Николаевич Милюков: «Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее». Иного мнения были революционеры. В декабре 1905 года в Москве вспыхнуло вооруженное восстание во главе с большевиками. Только в последний момент правительству удалось избежать участия в восстании армии. Восстание было подавлено. Как вы оцениваете действия революционных партий как выразителей интересов рабочих и крестьян? С точки зрения интересов развития государства? Конструктивны ли были действия революционеров, учитывая ситуацию экономической нестабильности, поражения в войне?Ответы учеников.Учитель: В самый разгар вооруженного восстания в Москве был издан «Указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу». Выборы депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям, то есть особым разрядам, на которые делились избиратели по имущественному и национальному признакам. Почему правительство создало такую сложную систему выборов? Как вы относитесь к этому указу?Ответы учеников.Учитель: Первое заседание Государственной Думы состоялось в Таврическом дворце Санкт-Петербурга в присутствии Николая II. Обратите внимание на картину В.Полякова «Тронная речь императора Николая II во время открытия I Государственной Думы в Зимнем дворце 27 апреля 1906». Слева стоят императорские сановники, а справа депутаты. Видите различия между ними? Давайте проанализируем состав I Думы. Какие партии получили большинство? Практически половина состава Думы – это либералы, которые в той или иной мере удовлетворены Манифестом 17 октября. Существовала ли возможность конструктивной работы Думы и правительства? (Ответы учеников.)Первая Дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 законопроекта. В первом содержались требования передачи казенных, монастырских и части помещичьих земель крестьянам, объявления политической амнистии, расширения законодательных прав Думы и введения принципа ответственности правительства перед Думой, а не перед императором. Приемлем ли для правительства такой законопроект? (Ответы учеников.)Появилась правительственная декларация, она объявляла недопустимыми все пункты законопроекта. Каковы варианты ответа народных избранников? (Ответы учеников.)Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. Появился еще более радикальный законопроект. Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее общей собственностью всего населения России. Является ли такая реакция со стороны Думы конструктивной? Отвечает ли она интересам народа? (Ответы учеников.)8 июля 1906 царское правительство распустило Думу.9-10 июля 1906 года в Выборге прошло совещание бывших членов I Государственной Думы; участвовали около половины бывших депутатов, представители всех думских партий. Был подписан итоговый документ «Народу от народных представителей». Давайте ознакомимся с текстом документа по выделенным смысловым единицам. К каким методам борьбы призывают бывшие депутаты? К каким последствиям это может привести? Согласны ли вы с методами борьбы депутатов за свои политические права? Обоснуйте. Каким может быть ответ правительства?Ответы учеников.Учитель: Все подписавшиеся под воззванием были арестованы и преданы суду. Большинство осуждены на три месяца тюремного заключения и лишены избирательных прав. Как вы оцениваете ответ правительства на «Выборгское воззвание» с точки зрения задач поддержания стабильности, целостности и безопасности государства? (Ответы учеников.)В выборах во II Думу приняли участие в том числе революционные партии социал-демократов и социал-революционеров. В сравнении с первой Думой либералов становится меньше, а революционеров больше. Либералы продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Революционеры настаивали на национализации земли. Государственная Дума II созыва проработала 103 дня.1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума ответила отказом в их выдаче и была распущена указом Николая II от 3 июня. Давайте ознакомимся с манифестом «О роспуске Государственной Думы». Читаем по выделенным смысловым единицам. О каких причинах роспуска Думы говорит Николай II? Был ли отменен Манифест 17 октября? Изменяется ли форма правления в государстве? Ответы учеников.Учитель: Разгон Думы – это не попытка реставрации самодержавия, а шаг к конструктивному взаимодействию ветвей власти.III и IV Государственные Думы в отличие от двух предыдущих составов просуществовали весь отведенный им законом срок – пять лет. Скажите, как можно охарактеризовать период становления парламентаризма? Почему становление было таким противоречивым? Кто провоцировал ситуацию? (Ответы учеников.)А кто своими голосами формировал Думу? Под чьим давлением изменился государственный строй? Только ли депутатам нужна социальная ответственность? Должен ли народ обладать социальной ответственностью? Перед кем мы несем социальную ответственность? Перед государством – формируя органы власти. Перед семьей. Перед собой. Перед обществом. Как мы можем формировать в себе социальную ответственность?Вам скоро исполнится 18 лет. И вы будете принимать участие в прямых, равных и всеобщих выборах. Ответьте для себя на вопрос: готовы ли вы сегодня делать социально ответственный выбор?Ответы учеников.Учитель: Я надеюсь, что сегодня на уроке мы продвинулись в понимании значимости формирования личной социальной ответственности.Прим. ред. Приложения – исторические документы, тезаурус, презентация опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/756 Владимир КИЛЬДЮШКИН, учитель истории средней школы №121 города Самары, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии