search
main
0

Источник доброты и тепла. 7-й класс. Тема «Семейные ценности в современном обществе»

Форма проведения: круглый стол с элементами игры с участием родителей и детей (2 команды родителей и 2 команды учащихся).

Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о современных семейных ценностях.Задачи:1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.2. «Обмен» семейными традициями.3. Показать важную роль ценностей в каждой семье.4. Создать ситуацию успеха в каждой семье.5. Сплочение родительского и детского коллективов.Ход собранияПока дети и родители рассаживаются по группам, звучит песня «Родительский дом».Вступительная частьУчитель: Здравствуйте, уважаемые родители и ученики! Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин».Притча, а также презентация к собранию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/901. Учитель: Думаю, то, о чем вы будете говорить сегодня в течение нашей с вами встречи, – это и есть ваша собственная интерпретация притчи.Основная частьУчитель: Мне хотелось бы начать наше собрание с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагается слово «семья» (группы учащихся и родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом).Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть, самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А как вы понимаете слово «ценности»?Идет работа в группах, родители и учащиеся записывают на листочках бумаги, что они подразумевают под словом «ценности». Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву на доске.Обобщение всего полученного. Дается определение, что такое ценности, взятое в Большой энциклопедии и словаре Ожегова.Учитель: Как мы с вами понимаем, ценности бывают разные, и их принято классифицировать (внимание на слайд). Из всех перечисленных ценностей нас с вами наиболее интересуют семейные ценности. Они тоже бывают самыми разнообразными.Далее классный руководитель кратко говорит о каждой из семейных ценностей, которые прописаны на слайде.Учитель: Но сегодня мне бы хотелось более подробно остановиться на семейных традициях… Что мы можем назвать семейными традициями? Работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод-определение.Учитель: Накануне родительского собрания дети и родители получили задание – написать, рассказать или составить презентацию о своих семейных традициях, праздниках и обычаях. Вашему вниманию представляется презентация «Традиции семьи глазами детей».Всего было представлено 8 презентаций и 2 музыкальных мини-фильма.Учитель: Для хорошей семьи характерны уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. В семье складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, честности, сострадании, правилах поведения в обществе.Строительство дома из основных понятий на доске.Учитель: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходят представители группы, объясняя, почему группа выбрала именно то или иное понятие.Понятия на выбор: любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. Родители и учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале отрицательные остаются. Если дети выбирают отрицательные понятия, необходима помощь родителей, идет беседа-рассуждение. Подводится мини-итог – какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье, во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.Учитель: Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья – это собирательный элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран…Появляются определения терминов. Задача родителей – соотнести появившийся термин с карточкой-лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик, крепит его к доске, чтобы получилось солнышко. После того как солнышко построено, делается вывод.Учитель: Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.Семья является ведущим фактором развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности не сравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. За несколько дней до родительского собрания классный руководитель провел мини-анкетирование среди учащихся класса, педагогов школы. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья? Полученные ответы были зачитаны в ходе встречи и вывешены на доску в виде бумажных полосок, изображающих зеленую траву. В это время идет музыкальное сопровождение – песня «Погода в доме».Итак, что такое семья?1. Семья – это, где тебя любят.2. Семья – это души огонек.3. Семья – это близкие люди.4. Семья – это вера, надежда и любовь.5. Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.6. Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен.7. Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.8. Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.9. Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть.10. Семья – это гармония защищенности от ударов внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках.11. Семья – это место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.12. Семья – это самое ценное, что есть у нас.13. Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.Учитель: Все мы люди с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех нас, – это наши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети – это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и наших детей.Подведение итогаУчитель: Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьезно подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились четко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной. Из семьи ребенок несет багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его через всю жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребенка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. А.С.Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».И в завершение нашей встречи предлагаю вам продолжить одну интересную сказку. От того, какое окончание будет в вашей сказке, я пойму, удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли вы из всего вышесказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для вас проведенное здесь время потерянным.Каждая команда получает лист с началом сказки, в течение трех минут необходимо дописать продолжение. Финалы сказки зачитываются. Идет их обсуждение.Учитель: Вспомните, с чего началась наша встреча. Притча о кувшине… Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет – это все на втором плане. Главное – что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Она может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе.Семья была и в дальнейшем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит мостиком в будущее. В семье складывается нравственно-психологический климат, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т. д. Еще раз обратите внимание на доску, на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтобы в ваших семьях было так же мило и тепло, как на этой композиции.Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той изюминкой, которая отличает все семьи друг от друга. ​Марина ЮСУПОВА, учитель английского языка средней школы №9 хутора Андрей-Курган Ставропольского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте